Общая характеристика устройства и эксплуатации путей. Рельсы. Рельсовые скрепления и шпалы. Балластные материалы. Конструкции бесстыкового пути. Земляное полотно, страница 3

Асбестовый балласт – широко используется на участках угольно-рудных грузов в 60-70 годы. В настоящее время использование запрещено по экологическим условиям.

Песок – для укладки в путь используют среднезернистый, крупный песок. Песок отвечает ранее перечисленным требованиям балластного материала, однако, в зимний период при замерзании резко уменьшаются упругие свойства. Песчаный балласт используется в основном на приёмо-отправочных дистанционных путях, а также в качестве подстилающего слоя при использовании щебёночного балласта.

Гравий – это продукт естественного разрушения камня в природе.

Обычно встречается округлой формы, может использоваться в качестве балластного материала, но обладает меньшей упругостью по сравнению со щебёночным.

Из всех перечисленных наиболее эффективный щебёночный балласт. Объём работ на щебёночом балласте песчаным уменьшается на 30-35%, по сравнению с гравийным на 10-15%.

Ракушечный балласт по своим свойствам ближе к песчаному балласту. На сегодняшний день использование его ограничено т.е. там где он лежит его меняют.

Наиболее широкое применение имеет щебёночный балласт, срок его определяется

Тб=(D-d)Ki

где D - предельно-допускаемое загрязнение балласта, 35-40%

К загрязнителям относятся частицы не менее 5 мм.

d – первоначальное загрязнение балласта 3-5%

Ki – интенсивность загрязнения балласта от прохода 1 млн. тонн брутто груза, %.

2

Бесстыковой путь по конструкции аналогичен звеньевом при этом используются рельсы сваренные в плети длиною обычно от 400-800-850 м. И в отдельных случаях до длины блок-участков (от светофора до светофора).

Бесстыковой путь по способу эксплуатации делится на температуронапряжённый (эксплуатируемый без сезонных разрядок) и с сезонными разрядками.

Бесстыковой путь представляет собой чередование сварных плетей и уравнительных пролётов.

Длина рельсов l = 12,5-25 м.

Требования конструкции бесстыкового пути

1.  Рельсы должны обладать запасом прочности для восприятия дополнительных температурных напряжений порядка 125-150 Мпа.

2.  Рельсошпальная решётка должна обладать поперечной устойчивостью против выброса. При использовании бесстыкового пути наиболее распространены железобетонные шпалы.

Уменьшение металлоемкости на км пути 7-7,5 т за счёт скрепления. Уменьшается сопротивление движению поезда, уменьшается объём путевых работ.

Недостаток – большая сложность и трудоёмкость по выполнению разрядки температурных напряжений в плетях бесстыкового пути.

Лекция №5

Ж.д. путь на кривых

1.  Возвышение наружного рельса на кривых

2.  Устройство переходной кривой

1

Возвышение наружного рельса в кривых подбирают из 2-х основных требований:

1.  Технико-экономические требования (уменьшение давления на наружную рельсовую нить)

2.  Возвышение наружного рельса ограничивается по условию действия чрезмерной центробежной силы

Снижение бокового давления на наружную рельсовую нить

Евн

Решая данную задачу по условию (1) возвышение равняется 12,5

где Vcp - средняя скорость движения поездов

R – радиус кривой

hi – дополнительное возвышение, устраивается на кривых при скорости движения 100-140 км/ч  hi =200 мм, при скорости 140-160 км/ч – 300 мм.

Максимально допустимая величина возвышения наружного рельса в кривых в СНГ принята 150 мм.

Полученное значение возвышения наружного рельса по формуле (2) уточняем по второму условию (предотвращение чрезмерных ускорений).

Чрезмерно непогашенное центробежное ускорение, действующее на человека рекомендуется принимать ан = 0,4-1,0 м/с2