Структура и содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приемы |
I. Введение. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. |
Организует класс к уроку. Проверяет наличие тетрадей и литературы у учеников. Привлекает внимание учащихся вопросами, вовлекает их в дискуссию, приводит интересные примеры. Раздает наглядные пособия. В конце лекции выдает статистические данные Банка России, объясняет, как ими пользоваться, какие выводы можно сделать. |
Готовятся к уроку |
Инструктаж учителя |
II. Изучение нового материала. |
В процессе исторической эволюции роль денег выполняли различные товары. У народов средней полосы основным орудием обмены был домашний скот. В Древней Руси даже появившиеся металлические деньги долгое время носили название «Скот». У северных народов, например у чукчей, в качестве денег использовались меха, а у южных – раковины. В Китае и Японии всеобщим эквивалентом был рис, в Африке вместо денег ходили куски соли, в Тибете – грецкие орехи. До недавнего времени существовали племена, признававшие в качестве денег черепа, в особенности человеческие. Как видите, далеко не каждый товар может быть удобным для использования их в качестве денег. К каменным колесам с острова Яп не хватало, например, такого свойства как портативность. Очевидно, что товар, выполняющий функцию денег в экономике, должен легко перемещаться в пространстве. На примере видим меха – не являются долговечными, с течением времени они портятся, еще менее долговечным является скот. Представьте, вы обменяли 10 мешков зерна на корову, привели ее домой, а она сдохла. Это обидно. К тому же корова не обладает свойством делимости. Предположим, у вас нет 10 мешком пшеницы, а есть только 5, которые вы хотите продать. Не будете вы же менять эти мешки на половину коровы! Не случайно, поэтому, в качестве денег постепенно стали выступать различные металлы. А вскоре эта функция закрепилась за золотом и серебром. Эти металлы обладают всеми свойствами, чтобы выполнять роль денег. Около 500 года до нашей эры персидский царь Дарий совершил экономическую революцию в своем государстве – ввел в обращение монеты, заменив ими натуральный обмен. В Греции счет велся на серебро, в Риме платежным средством была медь. В России с 1828-1845 гг. ходили платиновые монеты. Фальшивомонетчики появились едва ли не с первой монетой, их казнили в Греции, Египте, в Византии и России, отсекали руки за воровство. В роли фальшивомонетчиков выступали правители, выпускавшие монеты с пониженным содержанием драгметаллов. Монеты могут служить амулетом, украшением, талисманом. Коллекционирование денег называется нумизматикой. Ею увлекались с момента появления металлических денег. В России собирание монет и медалей создал Петр I. В Древней Руси вместо монет использовались металлические слитки, гривны – шейные обручи, палочки, трубочки. К концу VII века право хождения сохранили только новгородские, киевские, черниговские и литовские гривны. Денежную реформу в России осуществил Петр I в 1700-1704 гг. Начал с выпуска медной деньги «полушки» и «полуполушки», потом появилась полтина, полуполтина, гривенник и пятачок. В 1704 г. – серебряный рубль и медная копейка. У России появился новый рубль, он по весу соответствовал талеру в Европе. Конечно, золото выгодно отличается от других товарных денег, однако существует нечто общее между золотом, скотом и мехами. Это объединяет их в одну группу товарных денег. Это общее заключается в том, что все они помимо выполнения функции денег являются еще и товарами и как таковые имеют свою внутреннюю стоимость. Это означает, что товарные деньги имеют такую же стоимость при торговле ими как обыкновенным товаром, какую они имеют, функционируя в качестве денег. Если водку использовать как деньги и как напиток, то в обоих случаях она будет иметь одинаковую стоимость. Почему это так?... Потому что если бы водка как напиток имела бы более высокую стоимость, то люди не использовали ее в качестве денег, а только бы пили, пили и пили… (слава богу, что это не так) А если бы она имели бы более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал ее пить просто так. Так же с золотом – одинаковая стоимость и в роли денег и как обычный товар (ювелирные украшения, протезирование зубов). В отличие от товарных денег, бумажные деньги практически не обладали собственной внутренней стоимостью. Бумажные деньги – это знаки, выпускаемые государством и снабженные принудительной покупательской способностью. Реальная стоимость бумажных купюр – это их покупательная способность, то есть количество товаров и услуг, которые можно приобрести за эти бумажные купюры. Реальную стоимость денег не стоит путать с их номиналом – число, обозначенное на купюре. Реальная стоимость изменяется вследствие цен в экономике, то есть в условиях инфляции или дефляции. Как же в этом случае возможно существование бумажных денег?... важное условие для этого является наличие контроля на право их печатания – эмиссия. Выпуск бумажных денег монополизирован Государством (печатание денег частными лицами карается законом). Государство должно заботится о поддержании эмиссии на относительно ограниченном уровне. Увеличение денежной массы в обращении необходимо в случае увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг. Если же постоянно наращивать выпуск денег, то возникает инфляция, покупательная способность денег падает. В XX веке во всем мире бумажные деньги окончательно вытеснили из обращения золотые деньги. В современном мире к бумажным деньгам относятся банкноты (банковские билеты), эмитируемые Центральными банками различных государств и не размениваемые на золото. Современные не разменянные банкноты золотого обеспечения не имеют и являются бумажными сертификатами. Помимо банкнот функционируют еще и монеты. Они не из драгметаллов, также снабжены принудительно покупательной способностью. Бумажные и металлические деньги объединяет более точное название – символические деньги – объединяющие и дешевые деньги, и неразменные банкноты. Банкноты относят при этом к бумажным деньгам как разновидности символических денег. |
Слушают, записывают основные понятия в тетради, пытаются сформулировать ответы на основе полученной информации, пользуются учебником |
Рассказ, беседа, обсуждение проблемных вопросов |
III. Подведение итогов лекции. |
Педагог оценивает активность учеников во время лекции и обсуждения вопросов. Предлагает изучить статистические данные в периодической литературе и самостоятельно сделать на их основе выводы. Отвечает на дополнительные вопросы учеников. |
Сверяют записи в тетрадях, задают дополнительные вопросы педагогу |
Частично-поисковый, ответы на дополнительные вопросы |
IV. Домашнее задание. |
Изучить самостоятельно в учебнике параграф по изученной теме к следующему уроку. Ответить на контрольные вопросы в конце параграфа. Заполнить таблицу из учебника «Используем функции денег в повседневной жизни». |
Записывают задание |
Инструктаж учителя |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.