Врачебно-педагогические наблюдения. Формы организации и методика ВПН. ВПН с повторными нагрузками

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция: Врачебно-педагогические наблюдения

План лекции:

1.  Цель и задачи врачебно-педагогических наблюдений (ВПН).

2.  Формы организации и методика ВПН.

3.  ВПН в процесс тренировочного занятия.

4.  ВПН с дополнительными нагрузками.

5.  ВПН с повторными нагрузками.

1. Цель и задачи врачебно-педагогических

 наблюдений (ВПН)

Врачебно-педагогические наблюдения – исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физической культуры) во время учебно-тренировочных занятий или соревнований.  Это одна из основных форм врачебного контроля.

Цель. Оценка воздействия на организм тренировочных или учебно-оздоровительных  нагрузок, установление уровня функциональной готовности (тренированности).

Задачи:

1.  Изучение соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам. и организации проведения учебно-тренировочных занятий или соревнований (соответствие полу, возрасту, квалификации, состоянию здоровья).

2.  Изучение соответствия средств и систем тренировки (урока) ее задачам и  функциональным возможностям занимающихся. 

3.  Оценка общей и специальной тренированности.

4.  Уточнение особенностей текущего и перспективного планирования в процессе физического воспитания и в спортивной тренировке.

5.  Выбор и оценка педагогических, психологических и медицинских средств восстановления.

Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление.

Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку  на занятии или соревновании, и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс.

Наибольшее значение ВПН имеет для совершенствования управления учебно-тренировочным процессом. Проводится, прежде всего, в интересах тренера и спортсмена.

2.Формы организации и методика ВПН

Эффективность тренировочного занятия зависит от того, насколько правильно выбраны средства тренировки  и их дозировка в одном занятии, микро- или мезоцикле. С целью выяснения этих воздействий принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект. В соответствии с этим выделяют 3 вида врачебного контроля: оперативный, текущий и этапный контроль. Каждому из них соответствуют определенные формы организации ВПН.

Оперативный контроль позволяет оценить срочный тренировочный эффект – изменения происходящие в организме непосредственно во время выполнения физических упражнений или в ближайший восстановительный период.

Формы организации исследования: а) непосредственно на занятии (в течение всего занятия, после отдельных упражнений или отдельных частей занятия);

б) до тренировочного занятия и через 20-30 мин после занятия (в покое или с применением дополнительной физической нагрузки);

в) в день тренировки утром и вечером (при проведении 2-3 тренировок в день).

Текущий контроль проводится для оценки отставленного тренировочного эффекта - изменения, возникающие  в поздних фазах восстановления (на следующий день после занятия или через несколько дней).

Формы организации исследований:

а) ежедневно утром перед тренировочными занятиями;

б) ежедневно утром и вечером;

в) в начале и в конце одного или двух микроциклов (обычно утром);

г) на следующий день после тренировки (через 18-20 часов).

Этапные исследования проводятся для оценки кумулятивного тренировочного эффекта – изменения в организме, происходящие  на протяжении длительного тренировочного периода тренировки, в результате

Похожие материалы

Информация о работе