Лекция: Врачебно-педагогические наблюдения
План лекции:
1. Цель и задачи врачебно-педагогических наблюдений (ВПН).
2. Формы организации и методика ВПН.
3. ВПН в процесс тренировочного занятия.
4. ВПН с дополнительными нагрузками.
5. ВПН с повторными нагрузками.
1. Цель и задачи врачебно-педагогических
наблюдений (ВПН)
Врачебно-педагогические наблюдения – исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физической культуры) во время учебно-тренировочных занятий или соревнований. Это одна из основных форм врачебного контроля.
Цель. Оценка воздействия на организм тренировочных или учебно-оздоровительных нагрузок, установление уровня функциональной готовности (тренированности).
Задачи:
1. Изучение соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам. и организации проведения учебно-тренировочных занятий или соревнований (соответствие полу, возрасту, квалификации, состоянию здоровья).
2. Изучение соответствия средств и систем тренировки (урока) ее задачам и функциональным возможностям занимающихся.
3. Оценка общей и специальной тренированности.
4. Уточнение особенностей текущего и перспективного планирования в процессе физического воспитания и в спортивной тренировке.
5. Выбор и оценка педагогических, психологических и медицинских средств восстановления.
Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление.
Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку на занятии или соревновании, и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс.
Наибольшее значение ВПН имеет для совершенствования управления учебно-тренировочным процессом. Проводится, прежде всего, в интересах тренера и спортсмена.
Эффективность тренировочного занятия зависит от того, насколько правильно выбраны средства тренировки и их дозировка в одном занятии, микро- или мезоцикле. С целью выяснения этих воздействий принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект. В соответствии с этим выделяют 3 вида врачебного контроля: оперативный, текущий и этапный контроль. Каждому из них соответствуют определенные формы организации ВПН.
Оперативный контроль позволяет оценить срочный тренировочный эффект – изменения происходящие в организме непосредственно во время выполнения физических упражнений или в ближайший восстановительный период.
Формы организации исследования: а) непосредственно на занятии (в течение всего занятия, после отдельных упражнений или отдельных частей занятия);
б) до тренировочного занятия и через 20-30 мин после занятия (в покое или с применением дополнительной физической нагрузки);
в) в день тренировки утром и вечером (при проведении 2-3 тренировок в день).
Текущий контроль проводится для оценки отставленного тренировочного эффекта - изменения, возникающие в поздних фазах восстановления (на следующий день после занятия или через несколько дней).
Формы организации исследований:
а) ежедневно утром перед тренировочными занятиями;
б) ежедневно утром и вечером;
в) в начале и в конце одного или двух микроциклов (обычно утром);
г) на следующий день после тренировки (через 18-20 часов).
Этапные исследования проводятся для оценки кумулятивного тренировочного эффекта – изменения в организме, происходящие на протяжении длительного тренировочного периода тренировки, в результате
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.