МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА
КАФЕДРА ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА
Методическая разработка по выполнению курсового проекта по дисциплине «Устройство и эксплуатация автомобильного подвижного состава» для студентов специальности 240100
МАГНИТОГОРСК
2004
Составители: М.В. Грязнов, М.М. Муравьев, Г.В. Меньщиков, А.В. Красавин, О.А. Лапаева
Разработка плана-схемы ремонтной зоны автотранспортного предприятия: Методическая разработка по выполнению курсового проекта по дисциплине «Устройство и эксплуатация автомобильного подвижного состава» для студентов специальности 240100. Магнитогорск: МГТУ, 2004. 72 с.
Рецензент В.В. Олизаренко
© Грязнов М. В., Муравьев М.М., Меньщиков Г.В., Красавин А.В., Лапаева О.А., 2004
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Целью курсового проекта является самостоятельное определение студентами основных параметров ремонтной зоны автотранспортного предприятия (АТП) в зависимости от типа подвижного состава, среднесуточного пробега автомобилей, дорожных и климатических условий эксплуатации.
Работа над проектом позволяет развить знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Устройство и эксплуатация железнодорожного подвижного состава», «Управление техническими системами. Основы теории надежности».
В процессе выполнения курсового проекта у студентов формируется методическая база для последующего изучения таких специальных дисциплин, как «Организация грузовых и пассажирских автомобильных перевозок», «Генплан и организация железнодорожных перевозок промышленных предприятий».
Кроме того, успешное решение поставленных в курсовом проекте задач ускоряет освоение студентами технологии и методов организации работы ремонтных служб автотранспортных подразделений промышленных предприятий, способствует приобретению навыков проектирования ремонтного хозяйства и работы со справочными данными.
Для расчета производственной программы, годового объема работ и численности производственных рабочих необходимы следующие исходные данные:
– марка, модель и количество подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов);
– среднесуточный (среднегодовой) пробег автомобилей;
– дорожные и климатические условия эксплуатации;
– режим работы подвижного состава и режимы технического обслуживания и ремонта.
Марка, модель, количество и среднесуточный пробег подвижного состава по вариантам приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Марка, модель, количество и среднесуточный пробег подвижного состава
Краткая характеристика подвижного состава |
Марка и модель-представитель |
Среднесуточный пробег автомобиля, км |
Количество подвижного состава по вариантам |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|||
Грузовые автомобили общего назначения |
|||||||||||||||||
(0,5 – 1,0) т |
УАЗ-3303-01 |
160 |
11 |
10 |
14 |
7 |
9 |
12 |
– |
6 |
10 |
10 |
8 |
12 |
– |
5 |
8 |
(1-3) т |
ГАЗ-52-04 |
208 |
8 |
9 |
7 |
11 |
14 |
7 |
– |
13 |
8 |
5 |
10 |
6 |
– |
13 |
12 |
(3-5) т |
ГАЗ-3307 |
180 |
12 |
18 |
13 |
9 |
19 |
11 |
– |
8 |
11 |
10 |
7 |
4 |
– |
10 |
10 |
(5-6) т |
ЗИЛ-431410 |
135 |
21 |
16 |
12 |
6 |
5 |
6 |
– |
10 |
7 |
8 |
12 |
20 |
– |
8 |
11 |
(6-8) т |
КамАЗ-5320 |
170,5 |
9 |
10 |
8 |
7 |
4 |
4 |
– |
4 |
12 |
12 |
5 |
4 |
– |
4 |
8 |
(8-10) т |
КамАЗ-53212 |
193 |
4 |
6 |
3 |
1 |
3 |
4 |
– |
3 |
8 |
8 |
10 |
3 |
– |
11 |
3 |
(10-16) т |
КрАЗ-250-010 |
148 |
2 |
1 |
2 |
4 |
6 |
2 |
– |
5 |
7 |
8 |
5 |
6 |
– |
4 |
4 |
Прицепы |
|||||||||||||||||
Одноосные до 5 т |
СМ-В325 |
4 |
3 |
2 |
3 |
– |
1 |
– |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
– |
3 |
2 |
|
Двухосные до 8 т |
ГКБ-8350 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
– |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
– |
2 |
2 |
|
Полуприцепы |
|||||||||||||||||
Одноосные до 12 т |
КАЗ-9368 |
2 |
– |
1 |
– |
3 |
– |
– |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
– |
4 |
2 |
|
Двухосные до 14 т |
Мод. 9370 |
– |
1 |
– |
– |
3 |
2 |
– |
1 |
4 |
3 |
– |
2 |
– |
– |
1 |
|
Автобусы |
|||||||||||||||||
Малого класса |
ПАЗ-3205 |
200 |
– |
– |
– |
4 |
3 |
– |
21 |
8 |
– |
4 |
– |
– |
24 |
– |
– |
Среднего класса |
ЛАЗ-4221 |
218,8 |
– |
– |
– |
– |
4 |
4 |
11 |
– |
– |
4 |
11 |
– |
11 |
– |
– |
Большого класса |
Икарус-260 |
109 |
– |
– |
– |
2 |
– |
3 |
9 |
– |
– |
1 |
– |
– |
4 |
– |
– |
Примечание: номера вариантов с 16 по 30 совпадают с номерами вариантов с 1 по 15.
Категории условий эксплуатации автомобилей в соответствии с [5] характеризуется типом дорожного покрытия, типом рельефа местности и условиями движения.
Определено шесть типов дорожного покрытия:
Д1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 – битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 – щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 – булыжник, колотый камень, грунт, малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, лежневые и бревенчатые покрытия;
Д5 – грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия;
Д6 – естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и остальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Категория условий эксплуатации устанавливается из табл. 1.2 и зависит от типа рельефа местности и дорожных условий эксплуатации автомобилей.
Таблица 1.2
Классификация категорий условий эксплуатации
Условия движения |
Тип рельефа местности |
Тип дорожного покрытия |
|||||
Д1 |
Д2 |
Д3 |
Д4 |
Д5 |
Д6 |
||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) |
Равнинный, Слабохолмистый, Холмистый |
I |
II |
||||
Гористый |
|||||||
Горный |
|||||||
В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне |
Равнинный, |
II |
III |
IV |
V |
||
Слабохолмистый, Холмистый, Гористый |
|||||||
Горный |
|||||||
В больших городах (более 100 тыс. жителей) |
Равнинный |
||||||
Слабохолмистый, Холмистый |
|||||||
Гористый |
|||||||
Горный |
Примечание: с 1 по 6 – за пределами пригородной зоны; с 7 по 12 – в малых городах; с 13 по 16 – в больших городах.
Тип рельефа местности и дорожные условия эксплуатации автомобилей принимаются из табл. 1.3, 1.4.
Таблица 1.3
Тип рельефа местности
Номер варианта |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Р |
СХ |
СХ |
Р |
Х |
Г |
Х |
Г* |
СХ |
Р |
Р |
Г |
СХ |
Г* |
Р |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Р |
Г* |
СХ |
Г |
Р |
Р |
СХ |
Г* |
Х |
Г |
Х |
Р |
СХ |
СХ |
Р |
Примечание: Р – равнинный; СХ – слабохолмистый; Г – гористый; Г* – горный.
Таблица 1.4
Дорожные условия эксплуатации автомобилей
Номер варианта |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Д6 |
Д4 |
Д3 |
Д5 |
Д6 |
Д3 |
Д4 |
Д2 |
Д3 |
Д4 |
Д2 |
Д3 |
Д1 |
Д3 |
Д2 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Д1 |
Д2 |
Д3 |
Д4 |
Д2 |
Д2 |
Д3 |
Д1 |
Д6 |
Д4 |
Д3 |
Д5 |
Д6 |
Д3 |
Д4 |
Климатические условия эксплуатации автомобилей характеризуются среднемесячными температурами, климатом и определяются для АТП на основе данных о районировании территории страны по климатическим районам. Климатические условия эксплуатации по вариантам представлены в табл. 1.5.
Табл. 1.5
Климатические условия эксплуатации автомобилей
Номер варианта |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
У |
У |
ТВ |
ТВ |
Х |
ОХ |
УХ |
Х |
УТВ |
ЖС |
ОЖС |
УХ |
У |
Х |
УТ |
|
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
ТВ |
УТ |
Х |
У |
УХ |
ОХ |
ЖС |
УТВ |
Х |
УХ |
У |
Х |
ТВ |
ТВ |
У |
|
Примечание: У – умеренный; УТ – умеренно-теплый; УТВ – умеренно теплый влажный; ТВ – теплый влажный; ЖС – жаркий сухой; ОЖС – очень жаркий сухой; УХ – умеренно холодный; Х – холодный; ОХ – очень холодный.
Режим работы подвижного состава определяется числом дней его работы на линии в году и временем его в наряде (временем работы в сутки). Режимы работы подвижного состава необходимо принять по табл. 1.6.
Таблица 1.6
Рекомендуемые режимы работы подвижного состава
Тип подвижного состава |
Режим работы |
|
Число дней работы в году |
Среднее время в наряде, ч. |
|
Служебные и ведомственные легковые автомобили, грузовые, автопоезда и автобусы |
305 |
10,5 |
Общего пользования грузовые автомобили и автопоезда |
305 |
12,0 |
Маршрутные автобусы и легковые такси |
365 |
12,0 |
Междугородные автопоезда |
357 |
16,0 |
Внедорожные карьерные автосамосвалы |
357 |
21,0 |
Режим технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава определяется видами ТО и ремонта, периодичностью технических воздействий, трудоемкостью их выполнения и продолжительностью простоя подвижного состава в ТО и в ремонте. Эти показатели определяются в процессе расчета производственной программы по ТО, годового объема работ по ТО и ремонту и численности производственных рабочих.
2. РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ДИАГНОСТИРОВАНИЮ
АВТОМОБИЛЕЙ
Производственная программа АТП по ТО характеризуется числом технических обслуживаний, планируемых на определенный период времени (год, сутки).
Сезонное техническое обслуживание (СО) совмещается с ТО-2 или ТО-1 и при определении производственной программы не учитывается.
Для текущего ремонта (ТР), выполняемого по потребности, число воздействий не определяется. Планирование простоев подвижного состава и объемов работ в ТР производится исходя из нормативов на 1000 км пробега.
Производственная программа по каждому виду ТО рассчитывается на год. Определение производственной программы базируется на цикловом методе расчета. Основная идея метода заключается в планомерном и цикличном повторении работ по техническому обслуживанию автомобиля с целью поддержания его работоспособности на высоком уровне. Под циклом понимается пробег автомобиля до его капитального ремонта (КР) или до списания, т. е. ресурсный пробег. В графическом виде последовательность работ по ТО автомобиля при цикловом методе расчета представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Пример циклового графика технического обслуживания автомобиля |
Методика расчета производственной программы ТО на пробег до КР и на ресурсный пробег одинакова. Для всех типов подвижного состава, кроме автобусов, КР не предусматривается.
Цикловой метод расчета производственной программы ТО предусматривает:
- выбор и корректирование периодичности ТО-1,ТО-2 и ресурсного пробега для подвижного состава проектируемого АТП;
- расчет числа ТО на 1 автомобиль за цикл:
- расчет коэффициента технической готовности, годового пробега автомобилей и числа ТО на группу (парк) автомобилей.
Расчет программы для автопоезда проводится как для целой единицы подвижного состава.
При расчете годовой программы необходимо предварительно определить нормативные значения пробегов автомобилей до списания и периодичности ТО-1 и ТО-2, с учетом табл. 1.1 – 1.6.
Скорректированные нормативные пробег (Lp) и периодичность ТО-1 и ТО-2 (Li) определяются с помощью коэффициентов (табл. 1 прил. 1), учитывающих категорию условий эксплуатации (K1), модификацию подвижного состава (К2) и климатический район (К3):
(2.1) |
|
(2.2) |
где – нормативный ресурсный пробег автомобиля, км, (табл. 2 прил. 1);
– нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2), км (табл. 3 прил. 1);
Корректировка нормативного пробега автомобиля до КР (Lk) производится аналогично ресурсному пробегу. Допускаемое отклонение от нормативов периодичности ТО составляет ±10%.
Поскольку в расчете цикловой пробег равен ресурсному пробегу (Lц = Lp), то число списаний одного автомобиля за цикл пробега будет равно 1.
Число технических обслуживаний на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега к пробегу до данного вида обслуживания. В данном расчете число ТО-1 за цикл не включает число ТО-2.
Ежедневное обслуживание (ЕО) подразделяется на ЕОс, выполняемое ежедневно при возврате подвижного состава, и ЕОт, выполняемое перед ТО и ТР. Периодичность выполнения ЕОс принята равной среднесуточному пробегу.
Таким образом, число списаний (Nc), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕОс (NЕОс) и ЕОт (NЕОт) за цикл на один автомобиль определяется по формулам 2.3 – 2.7:
(2.3) |
|
(2.4) |
|
(2.5) |
|
(2.6) |
|
(2.7) |
где L1, L2 – соответственно скорректированные нормативные периодичности ТО-1 и ТО-2, км;
lcc – среднесуточный пробег автомобиля, км;
1,6 – коэффициент, учитывающий выполнение NЕОт при ТР.
Для автобусов за цикл принят пробег до КP (Lк). Кроме того, для автобусов пробег за цикл принимается равным ресурсному пробегу. Число КР (Nк), ТО-2 (N2); ТО-1 (N1), ЕОс (NЕОс); ЕОт (NЕОт) за цикл на один автобус определяется по формулам 2.3 – 2.7.
Для определения числа ТО за год необходимо определить годовой пробег автомобиля. Годовой пробег автомобиля определяется по формуле:
(2.8) |
где Драб.г – число дней работы предприятия в году;
aт – коэффициент технической готовности.
В курсовом проекте делается допущение, что технически исправный автомобиль обеспечен работой каждую рабочую смену
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.