ВОПРОС 70. ВИДЫ НЕСОХРАННЫХ ПЕРЕВОЗОК. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ НА ВЗЫСКАНИЕ УБЫТКОВ
В случае ущерба, причинённого грузовладельцу железной дорогой при перевозке груза, грузовладелец может требовать возмещение ущерба – это требование может быть выражено в форме претензии или рекламации.
В первом случае требование предъявляется в форме претензии, а во втором в форме иска. Предъявление иска допускается только в случаях полного или частичного отказа транспортной организации удовлетворить претензию грузовладельца. Причём отказом считается и не получение ответа в течении установленного срока на рассмотрение претензии. Такой порядок рассмотрения претензии предполагает, что она должна быть удовлетворена или отклонена самой дорогой в результате объективного рассмотрения. Рассмотрение спорных вопросов гос. арбитражным судом должно носить исключительный характер.
В претензионном заявлении должно быть указано за что именно предъявляется претензия, также должно быть обоснование претензии и указанна сумма по каждому виду требования, по каждому доказательству. Грузовладелец, требующий возмещения принесённого ущерба, должен доказать, что он сдал транспортной организации груз для перевозки и она приняла груз, что после перевозки оказалась недостача, пора или повреждения груза, или что по истечения срока груз не был выдан получателю.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию:
- накладная;
- квитанция и приёме груза;
- счёт поставщика;
- фактура;
- копия коммерческого акта;
- акт общей формы;
- расчёт суммы убытка при порче или повреждении груза.
Заявление должно быть рассмотрено в срок от 45 дней до 3-х месяцев в зависимости от вида убытка.
Грузовладелец может нести убытки, если в процессе перевозки случается утрата, недостача или повреждения груза. Такие перевозки называются несохранными. Утрата груза – это невозможность выдачи груза грузополучателю после истечения срока его доставки и дополнительного времени на ожидание. Дополнительное время ожидания составляет:
- 30 дней при перевозке в прямом сообщении;
- 4 месяца в ж/д - водном сообщении.
Недостача груза - это выдача ж/д грузополучателю меньшего количества груза по числу мест или массе, чем указано в накладной. Порча груза – это ухудшение качества груза, в следствии изменения его химических или биологических свойств.
Повреждения груза – это снижение его ценности в результате физического или механического изменения.
Ж/д должна возместить грузовладельцу ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а также возвратить грузоотправителю провозную плату, если она не входит в цену груза. В случае утраты, порчи, недостачи или повреждения груза составляется коммерческий акт или акт обще формы. Акт общей формы составляется в случае, если количество и свойства груза не изменились, и не требуется составление коммерческого акта ( утрата отправительских документов, приложенных к накладной; смена пломб в пути следования или их отсутствие; неотчистка вагонов от остатка грязи и мусора и т.д.). Коммерчески акт составляется: при недостаче, порче, утрате или повреждении груза; обнаружении груза без документов; возвращение ж/д похищенного или утраченного груза.
Утрата груза — это невозможность выдачи груза грузополучателю после истечения срока его доставки и дополнительного времени ожидания.
Предъявление претензий.
В случае ущерба, принесённого владельцу железной дорогой при перевозке груза, грузовладелец может требовать возмещение ущерба. Это требование может быть в форме претензии или рекламации. В первом случае требование предъявляется в виде претензии, а во втором - в виде иска.
Иск предъявляется в случае отказа удовлетворить претензию грузовладельца. Отказом также считается отсутствие ответа в установленный срок. Рассмотрение спорных вопросов происходит в арбитражном суде.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.