Социальные группы: Методическое пособие по курсу «Социология»

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Функционирование организации не происходит в «стерильных» условиях, она обязательно испытывает на себе влияние внешнего окружения:

физического, технологического, культурного, социального. Обычно на внешние угрозы организация отвечает внутренним сплочением. Внешние вызовы сталкиваются с той мерой пластичности, которая присуща конкретной организации в данных условиях.

Основными факторами влияния из внешней среды исследователи называют следующие:

1. Политическая система и государство.

2. Рынок (конкуренты и рынок труда).

3. Экономика, макроэкономические процессы.

4. Социальные и культурные факторы.

5. Технологии из внешнего окружения.

Управленческие структуры организации принимают конкретные решения по поводу выбора стратегии реагирования на внешние вызовы. Устойчивые организации с течением вр^йёни становятся институтами.

Изучение проблем социальных организаций началось с потребностей деловых организаций, став ответом на социальный заказ производства. Деловые организации имеют существенное отличие от общественных союзов по принципу сочетания интересов конкретных участников и целей организации в целом. Интересы участника общественной организации могут быть удовлетворены тогда, когда организация достигла поставленной цели. Например, когда политическая партия добилась власти, тогда она реализует свои программные цели, которые удовлетворяют потребности членов данной партии, активно участвовавших в повседневной деятельности партии. Деловая организация может достичь своих целей тогда, когда удовлетворены индивидуальные интересы участников

организации.

В социальных организациях в результате упорядочения взаимодействия между субъектами появляется прирост дополнительной энергии, который превышает сумму индивидуальных усилий их участников. Этот эффект А.А. Богданов назвал синергией (греч. купегуа - сотрудничество, содружество) [З]. Синергия является управляемой: её можно усилить, видоизменить. Возрастание совокупной энергии зависит от типа внутри-коллективной связи.

Факторы, оказывающие влияние на возрастание организационного эффекта.

1. Простая массовость (одновременность, однонаправленность многих усилий), оптимальное число участников.

18


2. «Вторичный эффект» объединения - психологическое взаимодействие участников (чувство «мы»), взаимное сравнение, состязательность, контроль.

3. Простейшие формы расчленения общей работы - комбинирование труда, ведущее к однородности операций всех участников. Например, можно выстроить людей «в цепочку» и передавать кирпичи, вместо того, чтобы работники таскали их.

4. Специализация функций, которая связана с формированием «частичного работника». Примером является конвейерное производство.

Тайны организационного эффекта коренятся в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство целей, разделение труда, согласование и т. д. С этим связано искусство менеджмента.

Значимость социальных организаций в жизни человека и общества трудно переоценить: во-первых, они делают эту жизнь более предсказуемой, расширяют для индивида возможности жиз нетворчества; во-вторых, они повышают своеобразный «КПД» социальных усилий, дают организационный эффект.

Социальная организация и социальная агрегация являются основными формами социальных групп, определяя во многом эффект воздействия

Похожие материалы

Информация о работе