Политология: Хрестоматия (Фрагменты из работ зарубежных и отечественных политологов по основным темам учебного курса политологии)

Страницы работы

38 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. носова

политология

Хрестоматия

Издание МГТУ                                 Магнитогорск, 2000


Составители:

Бузуверова Н.В.,

Колышкина Л.А.,

Мнухин М.В.

Политология: Хрестоматия. – Магнитогорск: МГТУ, 2000.

Хрестоматия содержит фрагменты из работ зарубежных и отечественных политологов по основным темамучебного курса политологии.

© Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2000

© Бузуверова Н.В., Колышкина Л.А., Мнухин М.В.


ВВЕДЕНИЕ

Политология как наука и учебная дисциплина за 1990-е годы заняла важное место в системе преподавания гуманитарных и социально-экономических предметов, изучаемых в высшей школе. За последнее десятилетие в России вышло большое количество учебников и учебных пособий по политологии, появились хрестоматии по этому предмету, антология мировой политической мысли. Вместе с тем, сохраняет свою актуальность проблема адаптации курса политологии к специфике ее изучения в конкретном вузе, связанная с:

q  количеством часов, отводимых на этот предмет, в том числе на семинарские занятия и самостоятельную подготовку;

q  последовательностью изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла;

q  обеспеченностью литературой и другими условиями.

Государственный образовательный стандарт в сфере высшего профессионального образования, установив общие требования к образовательной программе по политологии, предоставил возможность вузам самостоятельно, творчески разработать конкретные программы преподавания политической науки, распределяя материал между лекциями, семинарами и другими формами работы, Именно с учетом этих обстоятельств следует оценивать хрестоматию, подготовленную для изучения политологии на всех факультетах МГТУ в часы семинаров и самостоятельной работы студентов.

Данная хрестоматия по своей структуре и содержанию соответствует программе и планам семинарских занятий по политологии, разработанных кафедрой истории, теории государства и права и социологии, аккумулирует опыт преподавания этого предмета в университете в 1990-е годы.

В Хрестоматии приводятся фрагменты из работ классиков политической науки, признанных ученых - политологов России и зарубежных стран. Подбор и объем текстов, представляемых в хрестоматии, методологически и методически обоснован и апробирован в учебном процессе, а их последовательность соответствует порядку изучения тем, а именно:

q  политическая власть и ее субъекты;

q  государство,

q  партийные и избирательные системы;

q  политическая культура;

q  политический режим,


Б.И. Коваль, М.В. Ильин*

ВЛАСТЬ VERSUS ПОЛИТИКА

Профессор. ...Давайте договоримся о том, что же такое власть.

Доцент. С точки зрения директивной политики власть - это господство, которое обеспечивает выполнение приказа, директивы. Не случайно тех, кто отдает приказы, нередко называют, по выражению апостола Павла, “властями предержащими”, т.е. высшими,

Профессор. В таком случае власть понимается как способность и возможность осуществить свою волю путем применения самых различных средств: влияния, авторитета, закона, прямого насилия. Нередко именно принудительная сила рассматривается как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все остальные средства (влияние, право и т. д.) срабатывают лишь на фоне этого ultima ratio.

Политик. Однако... власть проявляется не только в принуждении, ... есть иные, более глубокие источники власти, чем кулак, кнут и меч.

Профессор. И тут уж мы вплотную подошли к следующему определению власти - функциональному: власть понимается как умение, как способность реализовать свою функцию управления.

Доцент... не следует забывать, что функция - это отношение, следовательно, то, что Вы назвали “своя функция”, есть прежде всего отношение к чему-то иному.

Студент. Что-то не очень понятно.

Профессор. Попробую пояснить попроще. В сказке Салтыкова-Щедрина два генерала оказались на необитаемом острове. Власть словно куда-то улетучилась. На счастье появился мужик. Есть кем командовать, есть кому командовать. Власть снова тут как тут.


Значит, она не скрыта в каких-то свойствах генералов, а возникает между мужиком и генералами. Власть есть не что иное, как отношение между субъектами, политическими aкторами, как функциональная связь.

Политик. Повелитель в конце концов зависит от повелевае-мых.

Студент. Но подчиняться-то приходится этим последним, мужику, а не генералам.

Доцент. Подчиняться можно по-разному, например, формально вроде бы принимать приказы, но по сути - уклониться от их действительного выполнения. На этом держались советские мужики - колхозники, которым из райкома спускали указания, когда вести сев. Так и возникают “сила слабых” и бессилие власти. А может быть и организованное, а не стихийное гражданское неповиновение. Вспомните могучие движения, лидерами которых были Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг...

Ортодокс. Слушаю я ваши туманные философствования: и так можно понимать власть, и эдак... И возникает у меня вопрос, что же такое власть на самом деле - не в каких-то там концепциях, а в реальной жизни. По-моему, это просто сила, причем сила классовая и государственная. А все остальное - от лукавого.

Профессор. Не будем спешить. И для начала посмотрим, как определяется понятие “власть”... мы находим объяснение термина в “Философском словаре”, который сообщает:

“Власть - в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью к -л. средства - авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др. )... Наиболее важным видом В. является политическая В., т. е. реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах”.

Философ. Вот, видите, и власть рассматривается здесь по преимуществу как чья-то “способность”, а уже затем и как “возможность” управлять другими. Откуда же берется такая способность? От Бога? Или это имманентное качество какого-то субъекта? Почему у одного субъекта это качество есть, а у другого

Похожие материалы

Информация о работе