1) В настоящее время существует множество терминов. Наиболее распр:
- политика как деятельность гос.органов, партий, общ. движений в сфере отношений между большими соц. группами
- политика как совокупность вопросов и событий гос. и общ. жизни
Св-ва политики:
- универсальность, т.е. способность сознательно уменьшать или увеличивать число объектов гос-влас. регулирования
- способность проникать в другие области общ. жизни
- способность сочетаться с другими общ. сферами и явлениями
Формы политики:
- мышление
- речь
- поведение
Политика имеет свое деление. При этом делении в политике выделяют:
- форму - организация политики, ее институты, придающие устойчивость и стабильность в политике
- содержание - цели, ценности, проблемы, которые решаетполитика, мотивы и механизмы принятия решений
- процесс - деятельность.
Политика имеет опр. элементы:
- субъект политики - лица и организации, прямо или косвенно учавствующие в реализации гос. власти и осуществляющие влияние на власть
- объект политики - это то, на что направлена политика и то, на что нацелена деятельность государства
- ресурсы политики - средства, которые используютсядля реализациисвоих интересов и оказания воздействия на объект
- интерес - осознанный источник поведения.
Политика имеет три уровня своего направления:
- макроуровень - политика осущ. на уровне гос-ва
- микроуровень - политика осущ. на уровне отдельных организаций
- мегауровень - политика осущ. на международном уровне
2) Предмет и структура политологии.
1. Политология – интегральная наука о политике, её взаимоотношения с личностью и обществом.
2 Группы наук:
1 – Науки, изучающие непосредственно политику:
Полит философия, Теория полит институтов, Полит история, теория м/у народной политики.
2 – Изучает связь политики со всеми остальными сферами жизнедеятельности общества:
Полит социология, Полит психология, Полит антропология, Полит Астрология.
Выделяют 2 уровня исследования:
Теоретический уровень, на котором политика анализируется как целое явление, выводы применимы для многочисленных ситуаций.
Прикладная политология – выработка конкретной ситуации с целью определения мер.
Функции и методы политологии
Ф:
Описательная
Аналитическая – выявление законов действующих в пол
Прогнозтическая
Институциональная – выработка тез решений, действий, технологий, кот помогут достичь поставленной цели.
Воспитательная
Идеологическая
6) Прост. определяет человека политически активная личность, которая по средствам политических действий добивается своих целей. Роль личности в политике может быть оценена по степени участия в ней. Макс Вебер определил 3 вида участия в политике: 1) случайное - личность лишь периодически принимает решения, совершает действия; 2) участие "по совместительству" предполагает бое активное участие в пол жизни и чаще это участие для реализации своих пол целей; 3) профессиональное, при котором человек делает политику своей профессией. Политика подчиняется определенным правилам. Для описания этого процесса используют два понятия: пол роль и пол статус. Пол роль - стереотип поведения в политике, который воспроизводится человеком в процессе пол взаимодействия продолжительное время; она выражается совокупностью прав и свобод. Пол статус - та позиция, которую занимает человек в системе пол отношений. Человек и гос-во взаимодействуют как равные силы, при чем гос-во обладает более широкими возможностями. С.т.з правового статуса принято выделять права человека и гражданина. Права человека (не зависят от гражданства) личные права и свободы любого человека, экон. права. Права гражданина относятся только к гражданам конкретной страны (избирать и быть избранным). Функции выборов: 1) дают возможность выражать свои пол интересы; 2) способствуют организации пол системы; 3) дают возможность контролировать власть и общество. Референдум - всенародное голосование по важным ? гос-ва. Пол социализация - процесс усвоения личностью основных пол норм, ценностей и форм поведения в рамках пол действительности. Функции пол социологии: 1) формирует отношение личности к пол системе общества и отношение к миру в целом; 2) определяет пол цели и ценности, к которым должен стремиться человек; 3) создает представления как можно и как нельзя действовать в пол сфере; 4) участниниками ее являются те индивиды, которые проходят этот процессы, и агенты социализации
4) Государство - универсальная террриториальная форма организации политической власти в социально неоднородном обществе с национальной структурой, где поддерживается порядок политической элитой; обладает правом принуждения.
Возникло из предгосударственных форм власти, отдельных племен с образованием общественных институов, которые в своем развитии доходят до определенной точки, когда требуется упорядочивание.
Факторы, влияющие на образование государства:
1) общественное разделение труда и появление частной собственности
2) социальное неравенство
3) демографический фактор
4) антропологический фактор
5) психологический
Признаки:
1) территория - пространство, на которое распространяется власть государства, с установленными пределами, на которые распространяется эта власть. Пределы устанавливаются государственными границами.
Пространство - важнейший признак гос-ва. Его признаки:
- неразделимость
- неприкосновенность
- исключительность
- неотчуждаемость
2) этническая общность - гос-во строится не по право-родственному или религиозному принципу, а на основе территориальной или этнической общности.
3) гражданство - устойчивая правовая связь с государством
4) суверенитет - верховенство гос. власти над любой другой внутри страны и ее независимость
5) формирование правящих сил
6) наличие пол. организации - политические системы и структуры центральной и федеральной власти
7) монополия гос-ва на издание законов, взымание налогов и сборов, легальное принуждение
8) гос. символ - герб, гимн и флаг
Функции государства:
- внутренние:
1)защита конституционного строя
2)ообеспечение правопорядка
3)регулирование общ. отношений
4)консульсализация общества, арбитраж
5) осуществление для страны внутренней политики
6) обеспечение нац. безопасности с точки зрения международного положения государства.
5) Классификация форм государства
Среди форм гос-ого правления (фгп) можно выделить:
1) монархия;
2) республика.
Монархия - фгп, при которой власть передается по наследству. Конституциональная бывает:
1) парламентская;
2) дуалистическая.
Дуалистическая (Марокко, Иордания): парламент издает законы и утверждает бюджет; монарх назначает и смещает министров, имеет право вето на решения парламента, выполняет представительную функцию.
Парламентская (Великобритания): монарх царствует, но не правит. Особенности монархий:
1) монарх может обладать светской и религиозной властью;
2) существуют выборные монархии - гос-во, представляющее собой несколько монархий, которые выдвигают из своей среды монархов (Малайзия, АЭ).
Парламентская республика: выборы одновременно решают о составе парламента и правительства, а также проблемы коалиций партий и депутатских фракций.
Парламент назначает правительство и может его распустить.
Глава правительства входит в нижнюю палату парламента и может ее распустить.
Раздельная исполнительная власть: представительную функцию исполняет президент, а реальная власть принадлежит премьер-министру (Германия). Правительство имеет право законодательной инициативы, в отдельных случаях - право вето на законопроекты (Великобритания, ФРГ); независимость правительства по отношению к главе гос-ва.
Президентская республика: очень строго действует принцип разделения властей, что позволяет обеспечить их взаимный противовес. В конституциональном порядке - разграничение полномочий и обязанностей института президента, парламента, суда. Исполнительная власть полностью принадлежит президенту, он глава гос-ва и правительства. Президент и парламент избираются отдельно. Президент политически ответственен перед народ, а правительство - перед президентом. Парламент не имеет права отзыва правительства (исключение процедура импичмента). При классической форме президент не может распустить парламент, у него нет права законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается 2/3 голосов. Член правительства не может совмещать депутатские мандаты и кресло министра (но в США вице президент является главой Сената). Т.о, президент не несет парламентской ответственности и правительство ответственно пред президентом.
Смешанная республика: президент назначает правительство, опираясь на парламентское большинство, премьер политически ответственен перед президентом. Правительство ответственно парламентом и может быть распущенно. Президент может распустить парламент и назначить новые выборы, обладает правом отлагательного вето и законодательной инициативы.
В современном пол мире существует более специфические разновидности президентской республики: с институтом капитан-регентства - суперпрезидентская республика.
Форма гос-ого устройства (фгу) отражают особенности его территориальной организации и распределением властных полномочий между центром и периферией.
Унитарное гос-во: все полномочия сосредоточены в руках международной власти. Территориальные единицы не имеют пол самостоятельности, все распоряжения принимаются в центре.
Федеративное гос-во: существуют два уровня власти: центральная и власть на местах. Распределение полномочий сводится к тому, что гос-во наделяется не ограниченным внешним суверенитетом. Субъекты федераций сохраняют атрибуты внешнего суверенитета
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.