правило, действуют в соответствии с моделями поведения массовых потребителей на рынках широкого потребления услуг (тогда как клиентура грузовых автотранспортных предприятий действует и принимает решения, в основном, в соответствии с моделями рыночного поведения потребителей на рынке промышленной продукции). Это влияет, в первую очередь, на используемые методы ценообразования и сбыта услуг пассажирских АТП.
Выделим в качестве наиболее важных особенностей коммерческой работы, возникающих при перевозках пассажиров автомобильным транспортом, следующие:
‑ работу по особому контракту с организацией-заказчиком перевозок;
‑ работу по фиксированным тарифам;
‑ проведение заказчиком перевозок конкурса (торгов) на получение контракта (заказа на выполнение перевозок).
Подготовка и заключение контракта с заказчиком перевозок. Контрактная форма отношений с организацией-заказчиком перевозок распространена при пассажирских перевозках достаточно широко. В отечественной практике такой контракт иногда называется также договором об организации перевозок или договором об организации транспортного обслуживания.
Сущность его заключается в том, что одна сторона ‑ автотранспортное предприятие ‑ обязуется предоставлять автотранспортные услуги на определенной территории в соответствии с требованиями, которые оговариваются в контракте.
Другая сторона ‑ заказчик перевозок ‑ обязуется выплачивать предприятию оговоренную контрактом сумму.
Особенность такого контракта заключается в том, что заказчик не является собственно пассажиром-пользователем транспортных услуг. Он нанимает автотранспортное предприятие для того, чтобы оно предоставляло эти услуги третьим лицам.
Характерными ситуациями заключения подобного контракта являются, например:
‑ организация местными властями обслуживания пассажиров на городских и пригородных автобусных маршрутах;
‑ организация предприятием регулярных перевозок рабочих и служащих этого предприятия к месту работы и т.п.
Соответствующий контракт в любом случае определяет общие условия предоставления транспортных услуг, размеры и порядок их оплаты, формы контроля, ответственность сторон и т.д. В этом смысле он является обычным двусторонним договором, предметом которого является организация автотранспортного обслуживания по перевозкам пассажиров.
Вместе с тем, следует учитывать, что любая система транспортного обслуживания, создание которой и является, в конечном счете, предметом контракта, представляет собой коммерческое предприятие, которое в случае неудачи, может нанести финансовый ущерб участникам контракта и иметь негативные социальные последствия для данного населенного пункта или региона.
Если, например, система перевозок пассажиров городскими автобусами оказывается недостаточно экономически продуманной, то это приводит либо к перерасходу средств из местного бюджета, либо заставляет устанавливать недопустимо высокий с социальной точки зрения уровень проездной платы, либо делает неприемлемыми условия работы АТП на данных перевозках.
В связи с этим тщательная проработка контракта с организацией - заказчиком чрезвычайно важна для обеспечения стабильной работы, а сам контракт имеет, как правило, ряд дополнительных особенностей. К ним, в частности, относятся следующие.
Автотранспортное предприятие или предприниматель может использовать в той или иной форме имущество (подвижной состав, техническую базу и т.д.) заказчика перевозок. Например, при перевозках городскими автобусами сами автобусы могут быть собственностью администрации, а предприятие либо:
‑ берет их на определенных условиях в аренду, и условия договора аренды становятся частью контракта;
‑ принимает на себя обязательство управлять использованием подвижного состава. В этом случае частью контракта становятся условия договора управления имуществом.
Таким образом, контракт может регулировать дополнительно и вопросы распоряжения или управления собственностью.
Контракт может содержать достаточно сложное распределение рисков между заказчиком и автотранспортным предприятием. Можно выделить следующие группы рисков, связанных с реализацией контракта на организацию транспортного обслуживания:
‑ коммерческий, или рыночный риск, связанный с возможностью не достижения расчетного спроса на перевозки. Данный вид риска присутствует в ситуации, когда хотя бы часть доходов поступает непосредственно от пассажиров. Если расчетный спрос не достигнут, то меньше расчетной окажется и выручка от продажи билетов. Обычно этот риск принимает на себя автотранспортное предприятие, хотя в ряде случаев заказчик может частично принять его на себя;
‑ производственные риски, к которым относятся:
‑ риск превышения расчетной стоимости эксплуатации. Если превышение эксплуатационных расходов против расчетной величины происходит вследствие инфляции, то контрактом может
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.