Социология: Учебно-методический комплекс дисциплины (Учебная программа курса. Материалы к лекционным и семинарским занятиям. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Конт в своей работе «Курс позитивной философии» поставил задачу создания такой науки и наметил пути и принципы ее осуществления. Здесь же он предложил и само название науки об обществе - социология [от лат. soci(etas) - общество + греч. logos - слово, учение].

Чтобы понять специфику той или иной науки, необходимо четко определить ее объект и предмет.

1.2. Объект и предмет социологии

Объект науки - это фрагмент объективной реальности, на который направлена познавательная деятельность исследователя, представителя данной науки. В качестве объекта социологического познания выступает общество. Предметом же науки выступают специфические для данной науки связи и отношения, закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, выделяемые в результате теоретического абстрагирования (операции мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления). Г.П. Щедровицкий отмечал, что предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом»[1]. Исходя из этого можно определить предмет социологии как всю совокупность социальных связей и отношений, организованных определенным образом.

Однако вопрос о предмете социологии все еще остается дискуссионным. По этому поводу в отечественной социологии высказываются различные точки зрения. Это связано как с тем, что предмет любой науки, в том числе и социологии, в процессе ее развития, развивается, а также и с тем, что в истории социологии изначально развивались две недостаточно согласующихся между собой теоретические парадигмы (совокупности предпосылок, определяющих конкретное научное знание, признанное в научном сообществе на данном этапе): макросоциологической и микросоциологической. Последнее было связано прежде всего с тем, на базе каких знаний и в рамках каких задач формировалась социологическая наука в той или иной стране. Если, например, в России и во Франции социология формировалась в рамках социальной философии и рассматривала в основном общие принципы становления, развития и функционирования общества, то в связи с этим и социологические концепции здесь исходили из определяющей роли макропроцессов, оперируя понятиями общества, культуры, социальных институтов, систем, структур, глобальных социальных процессов и т.д. В то же время в англоязычных странах социология формировалась в рамках психологической науки и уделяла большее внимание микропроцессам, происходящим в обществе и определяющим поведение людей. Поэтому микросоциология и работает в основном с понятиями социального поведения, межличностного взаимодействия, мотивации, стимулов группового поведения и т.д. В рамках этих понятий и определяется предмет социологии. При макросоциологическом подходе социология определяется как наука «о целостности общественного организма, о социальных оганизациях и социальной системе» и сопрягается

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
3 Mb
Скачали:
0