Характерные особенности Северного Возрождения.
Меценатство при дворах герцогов Бургундских и Франциска I, влияние реформационного движения в Германии и Голландии, развитие светских жанров в искусстве. Мастера Северного Возрождения: братья Лимбурги, Ян ван Эйк, П.Брейгель, И.Босх, А.Дюрер.
Эпоха Просвещения.
«Век Разума», значение научных открытий для формирования новой картины мира, идея прогресса человечества и разумного устройства общества. Идеалы «Века Утопий»: основные понятия и просветительские идеи Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро и «энциклопедистов», деятельность масонов. Сады Просвещения как «утопия места». Рационализм и мистицизм. Барочное искусство как отражение мировоззрения эпохи: расцвет светской культуры и дворцовых празднеств, синтез искусств (появление балета и оперы), барочная живопись (П.П.Рубенс, Дж.Б.Тьеполо), барочная музыка (Бах, Моцарт). Рококо. Классицизм как оппозиция барокко и его идеалы. Эстетика классицизма в театре (Расин, Корнель), в живописи (Ж.-Л. Давид, Н.Пуссен, К.Лоррен), в архитектуре (Ленотр). Ампир.
Великие мастера Нового времени: Рембрандт, Веласкас, Эль Греко и др.
Культура XIX – нач.XXв.
Промышленные революции и развитие научно-технического прогресса. Развитие естественно-научных знаний, расцвет социально-экономических учений. Эпоха революций (социальных, промышленных, научных, художественных), попытки воплощения утопических идей. Утопические программы модернистов по изменению мира посредством искусства, футуризм и революции в Европе. Влияние революций и I мировой войны на развитие европейской культуры. Многообразие стилей в искусстве Нового времени как отражение изменений ценностных ориентиров и появления новых художественных задач (от романтизма к модернизму).
Культура XX века.
Развитие мирового диалога культур. Авангард как реакция на НТР: развитие нефигуративных форм искусства, отказ от повествовательности в литературе, появление новых музыкальных форм. Развитие средств массовой информации как орудия идеологического воздействия. Рождение тоталитарных общественных систем в XXв., использование ими авангардной эстетики. Роль искусства во внедрении нового образа действительности в сознание масс. Развитие средств массовой информации как орудия идеологического воздействия. Возврат к фигуративному искусству после II мировой войны. Экзистенциализм и отражение его философии в творчестве.
Постмодернизм. Характерные особенности, многообразие форм (от поп-арта до хэппенинга). Появление массовой культуры.
Феномен массовой культуры.
Концепция элитарной и массовой культуры Х. Ортеги –и-Гассета («Дегуманизация искусства», «Восстание масс»). Массовая культура индустриального общества и проблема духовного потребительства. Манипулятивная функция массовой культуры. Кич. Формы массовой культуры.
Культура и глобальные процессы современности.
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Модернизация как форма культурной универсализации: естественная эволюционная модернизация и целенаправленнное внешнее влияние на культуру. Проблемы культурной самоидентичности. Аккультурация и вестернизация: причины, следствия. Идеология глобального сверхобщества и антиглобалистское движение. Культурный аспект политики глобализма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.