Вопросы № 1-32 к экзамену по дисциплине "Культурология" (Понятия культуры и цивилизации. Тенденции развития культуры в XX веке). Вопросы для самостоятельной работы. Темы курсовых работ, страница 3

46.Храмовое наследие Византии: Айя-София, Кахрие-Джами.

47. Ассизи как памятник европейского средневековья.

48.  Готические памятники Германии.

49.Готический Париж.

50.Университетские центры средневековой Европы: Сорбонна.

51.Университетские центры средневековой Европы: Оксфорд.

52.Университетские центры средневековой Европы: Краков.

53.Университетские центры средневековой Европы: Падуя.

54.  Знаменитые виллы Италии.

55.Флоренция Медичи - центр ренессансной культуры.

56. Архитектурное наследие Возрождения: собор святого Петра в Риме.

57. Архитектурное наследие Возрождения: собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции

58. Ансамбль Пизанского комплекса.

59. Фрески Джотто в храмах Италии.

60.   Арабское наследие Испании: Кордова, Севилья, Гранада.

61. Столицы христианской Испании: Мадрид, Толедо.

62. Возрождение во Франции. Фонтенбло.

63.  Авангардный Париж.

64.   Художественный Париж.

65.   Барселона А. Гауди.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.                                                                                                 

Объект и предмет культурологии. Основные задачи культурологии как самостоятельной научной дисциплины: изучение генезиса, функционирования и развития культуры, анализ историко-культурного процесса и его прогнозирование.

Структура и состав культурологического знания: философия культуры как основа культурологии (общая теория культуры и конкретные формы культуры); история культуры как раздел культурологии, обеспечивающий выявление архетипов современной культуры, историческая культурология и её значение в изучении исторических типов культур; значение культурной антропологии в изучении механизмов трансляции культурных навыков, процессов инкультурации и становления мировоззрения человека; роль социальной культурологии в исследовании становления основных культурных институтов и процесса социализации человека. Вклад филологии и психологии в развитие культурологического знания. Использование теоретических знаний о культуре в прикладной культурологии: прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов.

Методы культурологических исследований.                                    

             Основные методы социогуманитарного познания: диалектический, системный, структурно-функциональный, аналитический, компаративный и типологический.   

Дополнительные методы: культурантропологический, семиотический, герменевтический,    биографический, исторический и логический. Важность использования методов полевой этнографии, исторических исследований, психологии и социологии; трансформация дисциплинарных методов в культурологических исследованиях.


Основные понятия культурологии.                                                    

Понятие культуры. Происхождение и генезис понятия «культура» в римской античности, его трансформация и наполнение антропологическим содержанием. Разграничение понятий культура и цивилизация в европейской науке в XIX – XX вв. Основные определения культуры и основные концепции в её интерпретации: аксиологическая, семиотическая, структуралистская, социологическая, гуманитарная.

Функции культуры как системы духовного производства: преобразовательная, регулятивная познавательная, ценностная, коммуникативная, функция трансляции социального опыта.

Морфология культуры. Материальная культура: хозяйственная, производственно-технологическая, экономическая культуры. Духовная культура и её сферы: проективная и познавательная деятельность, ценностно-ориентационная деятельность и её проявление в моральной, художественной и религиозной культуре, сфера духовного общения. Социальная культура; политическая и правовая культура как сферы социальной культуры. Физическая культура и её сферы: культура воспроизводства человеческого рода, физкультура и спорт, здоровый образ жизни, медицинская деятельность.