Ответы на экзаменационные вопросы 1-17 дисциплины "Релейная защита и автоматика в электроустановках" (Основные требования к устройствам РЗ. Дифференциальная защита трансформаторов), страница 2

Обозначение:

KA-реле тока

KV-реле напряжения

KT- реле времени

KH-указательное реле

KL-промежуточное реле

KW- реле направления мощности

KZ-реле сопротивления.

Изображение реле: обмотка однообмоточного реле и двухобмоточного:

Вопрос 2-Особенности работы трансформаторов тока в схеме РЗ и их проверка по кривым предельной кратности.

ТТ предназначены для уменьшения первичного тока до значений удобных для измерительных приборов и реле, а также для отделения цепей измерения и защиты от первичных цепей высокого напряжения. 

ТТ состоит из сердечника и 2-х обмоток (первичной и вторичной).Первичная обмотка включена последовательно в цепь измеряемого тока, ко вторичной обмотки подключаются измерит. приборы  и реле.

ТТ, использующиеся в РЗ, имеют стандартные (вторичные) токи 5А, при этом они выдают эти токи в норм. режиме работы эн/сист., т.е. когда первичный ток близок к ном-му. В режиме КЗ значение вторичного I будет заметно отличаться от этих стандарт. значений, при этом ТТ должен сохранять остаточную точность работы. В этом заключается основная особенность работы ТТ в сх. РЗ.

Коэффициент трансформации: kI= ω21

 I1/k I = I2   + I  нам /k I

При Iнам=0 можно считать, I1/k I = I2 , однако током намагничивания можно пренебречь лишь в нормальных режимах, когда Iнам=(0,5-3)% Iном .

При протекании через обмотку токов КЗ величина то Iнам значительно возрастает, следовательно

.

В соответствии с ПУЭ погрешность ТТ, использующихся  для цепей РЗ не должна превышать 10% по току и 7% по углу.

Различают следующие погрешности ТТ:

  1. –токовая погрешность в коэффициенте трансформации:ΔІ = I1/ kI- I2     ƒ= ΔІ / (I1/ kI) ·100% ≤ 10%.

Относительная токовая погрешность –приводится к первичному току на коэф-те трансф-ции. Влияет на выбор ТТ.

  1. –угловая погрешность-δ=(I1I ^ I2)  ≤ 7%
  2. - полная погрешность ε= Інам / (I1/ kI) ·100%

Ток намагничивания тем >, чем > сопр-ие нагрузки или первичный ток.

 Проверка ТТ.

Т.о. для ТТ при проверке на погрешность критерием является первичный ток в обм-ке ТТ и сопротивление втор. обмотки.

Для проверки ТТ используются кривые предельной кратности. Согласно ПУЭ предельной кратностью  для ТТ назыв. наибольшую кратность первичного тока, проходящего через ТТ по отношению к его ном.I, при к-ом полная погрешность при заданной вторичной нагрузке не превышает 10%.

Кривые предельной крат-ти представляют собой семейство кривых к10=f(zH) для различных коэф-ов трансформации одного типа ТТ.

Пользуясь этими кривыми можно опред. допустимую нагрузку при известной кратности или наоборот.

Порядок проверки:

  1. Опред-ем фактич-ую нагрузку вторич. обмотки для ТТ:

- сопротивление реле,

- сопротивление приборов,

- сопротивление соед. кабеля,

- переходное сопротивление.

Нагрузка втор. обмотки для определяется для наиболее загруж. ТТ, с учетом сх. соединения ТТ для такого вида КЗ, при к-ом сопр-ие реле max-но.

  1. Определяем расчетный первич. ток, по к-му должна проводиться проверка ТТ.  Расчетный первич.I- это max-ый I, проходящий через ТТ при КЗ, в таких точках защищаемой сети , когда увеличение погрешности ТТ сверхдопустимого значения, может вызвать неправильное действие защиты

,

- вторичный I.                                             - первичный I.

  1. Определяем кратность:
  2. По кривым предельной кратности для данного типа ТТ и данного коэф. трансф-ции, полученного значения крат-ти тока находим допустимую нагрузку на втор. обмотку.
  3. Сравниваем допуст-мую и факти-кую нагрузки. Если получилось что

, то погрешность обеспечивается(в пределах нормы).                                                 Если , то необходимо принять меры по снижению фактической нагрузки, путем уменьшения кол-ва подкл. реле и приборов, либо перейти к ТТ с большим коэф-ом трансф-ции, что позволить снизить значение предельной кратности и увел. .

Реле подключаются последовательно, поскольку различны их сопр-ия.