· Как вы оцениваете поведение Лидии?
· Какие действия вы предприняли бы на месте Светланы?
С
просьбой проанализировать ситуацию главный редактор журнала "Кадровый
менеджмент" Михаил Мурашов обратился к экспертам.
Александр
Ованесов, партнер компании Strategica (группа Про-Инвест)
Ситуация,
описанная в рассказе, очень распространена в российских компаниях. Ведь речь
идет о переходе от так называемой "модели адхократии" к модели с
выделением функциональной специализации (а возможно, обособлению
ответственности по другому принципу). Это типичная проблема небольших растущих
компаний. На первом этапе все друзья и братья, однако по мере роста необходим
профессиональный подход к делу, а для этого необходимо более четкое описание
целей, функций и степени ответственности за них.
Причина
сложившейся ситуации заключается в том, что скачок в развитии компании –
переход на качественно другой уровень управления – произошел в отсутствие
Лидии. Она вернулась в свою, как она думала, компанию, но уже не нашла ее. Это
опять же ментальные проблемы трансформации модели управления и осмысления ее
всеми сотрудниками, играющими ключевую роль в бизнесе. На определенном этапе
уже невозможно принимать решения всем коллективом, кто с чем-то согласен,
кто-то нет. И это нормально, но требует "ментальной перестройки".
Пессимист видит стакан наполовину пустым, а оптимист – наполовину полным. Одни
видят в переменах проблемы и противятся им. Другие видят возможности для себя.
Поведение Лидии
абсолютно понятно. Ею движет обида, ее собственное эго. Также абсолютно
понятно, что это поведение деструктивно и в итоге проигрышно. На мой взгляд,
любая обида, спортивная злость, должна быть конструктивна. Иными словами, я бы
на ее месте, не боялся заново доказывать свой профессионализм, заново
конкурировать в новых условиях. Можно ругаться про себя, но надо понимать, что
для профессионала это благо! Это реальная возможность выйти на новый уровень. А
бить себя в грудь и уповать на былые заслуги… В таких случаях говорят:
"Прошел огонь, воду, но сломался на медных трубах".
Но есть и
более глубокая проблема, которая связана с этим примером. Речь идет об
управлении по целям и оценке результатов работы в зависимости от их достижения.
В кейсе многократно повторяются фразы типа "ну вроде бы хороший
профессионал, что-то делает... но результаты не те". А кто-то
сформулировал, каковы должны быть результаты? На месте Светланы я бы
посоветовал таких случаях максимально точно обозначить задачи сотруднику,
показать, как эти задачи работают на общие цели компании, и договорился о том,
как будут оцениваться результаты. Это единственно возможный путь. Если
результаты объективно плачевны, а контрольные индикаторы должны это показать не
на уровне ощущений, а фактически, то необходимо расставаться – каковы бы ни
были дружеские связи.
Аналогичных
ситуаций много, есть позитивные примеры, есть наоборот. В любом случае дважды
войти в одну и ту же реку очень трудно. Проблема в том, что сослуживцы не стоят
на месте, а двигаются вперед. Один выход – не бояться перейти на новую работу.
Другой – поддерживать квалификацию и расти вместе с командой, хотя бы и заочно.
Главное – никогда не бояться перемен и не жить старыми заслугами.
Елена
Козлова, директор по персоналу компании "ХИЛТИ"
Жизнь
подтверждает, что на работе необходимо разделять профессиональные и близкие
дружеские отношения. В небольшой компании семейная атмосфера была оправдана, и
это приносило результаты. В тот период требовалось, чтобы все сотрудники
действовали сообща, активно помогали друг другу и чувствовали себя частью
единого организма – молодой компании, которая только-только начинает вставать
на ноги и неуверенно делает первые шаги. Поэтому Светлана действовала
совершенно правильно, поддерживая камерную обстановку и сплачивая своих
сотрудников.
Агентство
успешно развивается, всё новые и новые сотрудники приходят в компанию, всё
новые и новые проекты начинают приносить доход. Это уже другой период эволюции
организации. Здесь необходимы другие подходы, другая стратегия и тактика
достижения поставленных целей, наконец, другие принципы управления. Теперь
близкие дружеские неформальные отношения между сотрудниками, между
руководителем и подчиненными наносят больше вреда, чем пользы. Поэтому Светлане
необходимо было своевременно пересмотреть сложившиеся отношения в коллективе и
постепенно начать строить систему делового взаимодействия. Конечно, поначалу,
это было бы трудно, что могло бы вызвать недовольство и непонимание у
сотрудников. Но планомерное движение вперёд и разъяснительная работа должны
были стать обязательным элементом развития компании.
Руководитель
должен управлять компанией, сотрудниками, бизнесом, адаптируя методы и подходы
под требования времени. В противном случае, если менеджер боится перемен,
обстоятельства начинают управлять им. Руководителю необходима смелость, чтобы
принимать решения, иногда жесткие и неприятные, ущемляющие чьи-то интересы. Но,
в первую очередь, необходимо думать об успешном развитии бизнеса. Потому что,
если не будет бизнеса, то не будет ни компании, ни сотрудников, ни дружеских
отношений.
Светлана не
была требовательна к своей подчиненной, не ставила перед ней амбициозных целей,
не давала критическую обратную связь. Поэтому Лидия и выполняла свои
обязанности спустя рукава, ей не к чему было стремиться, она, по инерции,
продолжала работать на некогда завоёванных позициях в компании. И её на каждом
шагу подстерегало разочарование. Новые сотрудники просто не знали об её былых
заслугах и не относились к ней так, как раньше. Она потеряла свои лидерские
позиции в компании, и это было ей неприятно.
Работа также
не приносила ей уже большого удовлетворения. Будучи, по природе, завоевателем и
победителем, она нуждалась в новых и сложных проектах. Лидия должна была
чувствовать и понимать, что от ее успешной работы зависит будущее компании. И
именно Светлана должна была это ей объяснить, подтверждая свои слова своим
ежедневным поведением. Нужно было руководить ситуацией и не позволять, чтобы
личные отношения руководили самой Светланой. Ответственность, в первую очередь,
лежит на руководителе. Надо быть требовательным и к себе, и к другим, это
стимулирует как личное развитие менеджера, так и успешное развитие подчиненных
и бизнеса в целом.
Все люди
разные. И женщины тоже разные. Я знаю много примеров, когда очень успешные и
сильные женщины-профессионалы, живущие одной целью – работать, работать, и ещё
раз работать, после рождения ребенка "перевоплощаются" в заботливых
домашних наседок и всецело посвящают себя ребенку.
Похоже,
Лидия из их числа. Все её мысли и заботы о малышке. Для неё теперь маленькая
Дашенька – смысл жизни, и всё, что Лидия делает и хочет делать, только ради
дочки.
Именно
малышка дарит ей настоящее счастье, всё остальное (в том числе, и работа)
отошло на второй план. Поэтому мы видим здесь пример неразрешенного конфликта
между работой и личной жизнью.
Я думаю,
Лидия очень рано вышла на работу. Она ещё не была готова
"переключиться" на выполнение своих служебных обязанностей. Она
постоянно жила мыслями о Дашеньке, чувствовала угрызения совести, что малышка
одна, без мамы. Это естественно и нормально. Лидии надо было оставаться дома и
растить дочку. А время выхода на работу обязательно бы пришло, и может быть,
совсем скоро, но не через три месяца после рождения малышки.
Вячеслав
Давиденко, основатель компании "MBA Consult"
Бизнес –
вещь прагматичная. Поэтому я не думаю, что для Светланы этические проблемы
должны вступить в противоречие с требованиями бизнеса. Дружеские отношения
необходимо вынести за рамки компании и культивировать их там. Из своего
собственного опыта я сделал следующий вывод. Как только начинаешь заниматься
бизнесом с другом – либо теряешь друга, либо приобретаешь неудовлетворительного
работника. Поэтому владелец или руководитель организации должен сам определить,
что для него важнее. В моих компаниях в разное время работали мои родные или
друзья, и каждый раз я обнаруживал, что либо прекращал с ними близкие
отношения, либо вынужден был поступиться интересами бизнеса ради дружбы.
Тем не
менее, на примере таким компаний как "IKEA" или "Wall Mart"
мы видим, что бизнес, в котором участвуют родственники, тоже может успешно
развиваться. Однако это то самое исключение, которое подтверждает правило.
На мой
взгляд, в ситуации, описанной в кейсе, были пути эффективного решения проблемы.
С одной стороны, Лидия должна была стиснуть зубы и преодолеть сложный для себя
жизненный период. С другой стороны, Светлана, если она дорожила Лидией как
сотрудником, должна была обсудить с ней положение дел и объяснить его причины.
В этом случае Лидия могла бы выбрать две тактики. Первая – это начинать отстраивать
с нуля новый проект, смирившись с тем, что ее роль как основателя старого
забыта. Вторая – это участие в проектах, начатых новыми лидерами, то есть
отказаться от прежних амбиций. Остается еще и вариант ухода из компании, но я
не уверен, что он лучший. Куда уйдет Лидия и кем будет работать? Часто
оказывается, что люди в подобных ситуациях просто убегают от самих себя, не
думая о том, что на новой работе точно так же придется бороться за место под
солнцем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.