ГЛАВА 3. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ГАЗОПРОВОДА САХАЛИН – КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ - ХАБАРОВСК
3.1. Общие соображения целесообразности строительства газопровода Сахалин – Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск
Как было описано в главе 1 для современной газовой промышленности России характерно много различных проблем. Но есть регион, положение которого не просто тяжелое, а катастрофическое - это юг Дальнего Востока (Сахалинская область, Хабаровский край, Приморский край). Эти три региона имеют много общих проблем в снабжении их топливом. В качестве основных можно выделить следующие:
Во-первых, трудности в обеспечении угольным топливом потребителей, возникающие из-за снижения добычи угля, а также из-за резкого роста тарифов на железнодорожные и морские перевозки. Дальневосточный экономический район и его южная зона, в особенности, на протяжении последних 10-12 лет испытывает постоянный дефицит топливно-энергетических ресурсов. Добыча угля, который является основным топливом, на Дальнем Востоке росла до 1988 г., когда был достигнут максимум добычи (57 млн. т.). Но даже, несмотря на рост добычи угля, в регионе постоянно ощущался дефицит топлива и непрерывно возрастал завоз угля из других регионов. Если до 1985 г. завоз угля не превышал 2,3 млн.т., то в 1985 г. он вырос до 4,5 млн.т., т.е. в 2 раза. В период с 1988 по 1990 годы добыча угля в регионе снизилась на 7,2 млн.т., а завоз составил уже 7,5 млн. т [22].
Были предприняты попытки использования других видов топлива. Например, в период 1976-1986 гг. активно прорабатывался вопрос строительства атомных электростанций (АЭС) в Приморском и Хабаровском краях. Однако после Чернобыльской катастрофы разработка проектов атомных электростанций была отложена. Дальнейшее развитие атомной энергетики предполагается на основе новых реакторов, которое более надежны, но и более капиталоемки, что, естественно, отодвигает сроки возможного строительства АЭС на 15-20 лет.
Но, несмотря на все эти проблемы до недавнего времени при решении проблемы обеспечения региона топливом ставка все равно делалась на развитие угольной промышленности и атомной энергетики
Вторая немаловажная проблема - это чрезмерно нерациональная структура топливного баланса. По сути – это основная причина создавшегося в топливно-энергетическом комплексе юга Дальнего Востока положения. Так, если в среднем по России доля газа в структуре потребления котельно-печного топлива в 1990 г. составляла 54 %, то в южной зоне Дальнего Востока этот показатель был равен 7 % [22].
Например, в Сахалинской области в настоящее время природным газом обеспечивается примерно 22 % общей потребности в котельно-печном топливе. Объем потребления газа в последние годы составил 650 млн. м3/год. Из 18 районов Сахалинской области природный газ используется только тремя районами. Сжиженный природный газ (пропан-бутан) в весьма ограниченном количестве применяется только на юго-западе острова.
В Приморском крае природный газ вообще не используется, потребление пропана-бутана в крае за последние годы снижается и за 2000 г. составило 10 тыс. тонн.
Удельный вес природного газа в общем объеме котельно-печного топлива в Хабаровском крае составляет около 11 %, потребление находится на уровне 0,8 - 1,0 млрд. м3 в год. В настоящее время природный газ месторождений суши северной части Сахалина подается в г. Комсомольск -на - Амуре по магистральному газопроводу, введенному в эксплуатацию в 1987 г. Объем потребления пропан-бутана в крае за 2000 г. составил 40 тыс. тонн. По данным администрации Хабаровского края в 2000 году потребление котельно-печного топлива (КПТ) в крае составило 8,3 млн.т. в условном топливе и за период 1999-2000 гг. снизилась почти вдвое. Структура используемых видов КПТ неэффективна и характеризуется повышенным удельным весом низкокалорийных углей (более 50 %), топочного мазута (18%) и низким, в сравнении с другими регионами РФ, удельным весом природного газа (около 11 %) [28].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.