Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей, страница 8

5) Построение финансовых горизонтов компании (формирование финансовой философии, учет возможных ограничений при достижении стратегических целей, формализация главной стратегической финансовой цели, разработка «дерева стратегических финансовых целей»). Паутина стратегических целей отображается в различных показателях - целевых стратегических нормативах;

6) Распределение целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации, что может обеспечить динамику представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешнее и внутреннее соотношение во времени;

7) формирование целевых стратегических нормативов финансовой деятельности компаний;

8) Принятие основных стратегических финансовых решений – динамический процесс анализа способов достижения стратегических финансовых целей и определение самых эффективных из них с целью практической реализации  (выбор финансовой стратегии предприятия, формулировка финансовой политики по главным направлениям финансовой деятельности, формирование портфеля разных по направлениям стратегических финансовых альтернатив, определение иерархии альтернатив, рассмотрение программы стратегического финансового развития);

9) Возможная оценка результатов принятой финансовой стратегии. Оценка эффективности следует провести с помощью некоторых критериев: совместимость с планируемыми изменениями внешней среды, с корпоративной стратегией, возможность реализации, уравновешенность различных объектов, возможность реализации, рассматриваемые уровни риска.

10) Окончательный этап контроля реализации финансовой стратегии.

Другим примером методологического подхода к построению финансовой стратегии компании может служить исследование Кытманова А.В. Согласно его исследованию, процесс разработки и реализации финансовой стратегии предприятия реализуется согласно следующих этапов.

1. Расчет полного  периода формирования финансовой стратегии. Расчетный период может зависеть от определенных условий. Основное условием его определения это длительность периода, который принят для формирования корпоративной стратегии развития компании. В результате того, что финансовая стратегия является по отношению к ней подчиненной, она не не выходит за пределы этого периода (период с более коротким сроком формирования финансовой стратегии возможен).

Одним из основных условий определения периода формирования финансовой стратегии компании является прогнозируемость развития экономики в целом и конъюнктуры некоторых направлений финансового рынка, со связанной финансовой деятельностью предприятия - в условиях изменяющегося (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны, причем этот период должен быть непродолжительным и колеблется в рамках 3-5 лет.

Следующим условием определения периода формирования финансовой стратегии должна быть отраслевая принадлежность компании, ее масштаб, стадия жизненного цикла и прочие.

Определение факторов внешней финансово-экономической среды. При исследовании фактора должны быть предопределены экономико-правовые условия финансовой деятельности компании и возможные изменения в планируемом периоде. Также, на этом этапе разработки финансовой стратегии должна быть проанализирована конъюнктура финансового рынка и многочисленные определяющие факторы, а также прогнозируется конъюнктура в рамках отдельных направлений этого рынка, которые связаны с грядущей финансово-экономической деятельностью компании.

Определение сильных и слабых сторон компании, определяющих особенности его финансовой деятельности. В ходе оценки определяется обладает ли компания достаточным потенциалом, для использования открывающихся инвестиционных возможностей, выявляется какие внутренние его характеристики уменьшают результаты финансово-экономической деятельности. С целью диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности возможно использование метода управленческого обследования предприятия, который основан на исследовании различных функциональных зон предприятия, которые обеспечивают развитие финансовой деятельности.