Социологические взгляды П.Сорокина

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

необычайная биография, полная взлётов и падений , особенности его личного характера, глубокий альтруизм, и талант, чутьё на новое, обширные знания делали из него выдающегося социолога и социального философа. Если из всей замечательной когорты русских социологов XX в. пришлось бы выбирать только одного, то, безусловно, выбор пал бы на П.Сорокина. Его биография довольно хорошо известна, ибо он оставил несколько “воспоминательных” работ, написанных в разное время: “Листки из русского дневника”, “Социология моей духовной жизни”, “Долгое путешествие” и другие. И кроме того, появились работы, использующие биографический метод при интерпретации творческого пути Сорокина.

   Сорокин был выходцем из социальных низов. Он родился в деревне Турье Вологодской губернии, его отец – Александр Прокопьевич – был ремесленником по металлу и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно и обучался чеканному ремеслу в одной из великоустюжных гильдий, но в поисках заработка переселился на землю Коми. Мать – Пелагея Васильевна – зырянка крестьянского рода, умерла приблизительно через 5 лет после рождения Питирима, который был средний в семье. Вместе со старшим братом Василием он обучался у отца ремеслу. Сызмальства работая с отцом в храмах, братья вели бродячий образ жизни. По свидетельству Сорокина, отец много пил, а приступы запоя у него часто заканчивались белой горячкой. В конце концов, в 1899 году братья ушли от отца и продолжили путь бродячих мастеровых, но уже самостоятельно и, судя по всему, весьма успешно.

   Азы грамотности Сорокин получил в “зырянском” детстве. Когда вместе с крестьянской детворой обучался чтению, письму и счёту на дому у одной из жительниц деревни, где проживала его тётка, забравшая к себе братьев после смерти их матери. В 1902 году Сорокин порывает с бродяжничеством и поступает в Гамскую второклассную школу, готовящую сельские и деревенские учительские кадры. В 1904 году, окончив школу с отличием, Сорокин поступил по рекомендации руководителя школы, заметившего его природные способности, в Хреновскую церковно-учительскую школу, которая была расположена в небольшом городке в Поволжье. Очевидно, именно в это время им был сделан окончательный жизненный выбор в пользу учения.

   Однако, учёба в статусно более высокой трёхклассной школе привела Сорокина на стезю революции. Именно в то время, благодаря контакту с представителями различных политических течений, он узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях.

Становление Сорокина как социолога

   Школу он не закончил из-за ареста в 1906 году за революционную нелегальную деятельность в рядах эсеров и был помещён в тюрьму в городе

-4-

Кинешме. Четыре месяца тюремного заключения, вспоминал позднее П.Сорокин, были наполнены чтением сочинений Г.Спенсера, П.Лаврова, Н.Михайловского, В.Чернова, М.Кропоткина, Г.Плеханова и других, обсуждением их с заключёнными, представителями других партий – анархистами, социал-демократами. Именно тогда у П.Сорокина родился глубокий интерес к социальным наукам, и сложились некоторые сюжеты его будущих научных работ.

    Пройдя тюремные “университеты”, освобождённый в 1907 году Сорокин

Похожие материалы

Информация о работе