3. РАСЧЕТ МАССЫ ПАССАЖИРСКИХ СОСТАВОВ
3.1 Композиция составов дальних и местных пассажирских поездов и расчет их массы
Композиция состава пассажирского поезда устанавливает число и порядок размещения вагонов разных категорий (плацкартных, купейных, мягких и других) и определяет, с одной стороны, комфорт, предоставляемый пассажирам, с другой – расчетную населенность и вес поезда, а, следовательно, скорость поездов, размеры их движения и расходы железных дорог, связанные с пассажирскими поездами. На выбор композиции, а, следовательно, весовой нормы поездов и их скорости, оказывает влияние: мощность локомотива, конструкционные скорости подвижного состава и др. Важными факторами являются скорость доставки пассажиров и денежные затраты, связанные с выполнением перевозок. Поэтому для нахождения оптимальных значений веса и скорости поездов должны быть выполнены технико-экономические расчеты.
Для составления композиции составов пассажирских поездов использовано Служебное расписание движения пассажирских поездов Московской железной дороги.
В служебных книжках расписания движения пассажирских поездов вагоны разных типов имеют следующие условные обозначения:
РИЦ – мягкие трехместные купе по второму классу;
РИЦ 1,2 – пять купе по первому классу – двухместные, пять купе по второму классу – трехместные;
К – купейные;
КР – купейные с поездным радиоузлом;
КБ – купейные с купе – буфетом;
СВ – мягкие двухместные купе;
КС – купейные сидячие места;
ПЛ – плацкартные вагоны;
П – почтовые вагоны;
Б – багажные вагоны;
ПБ – почтово – багажный;
ОБЛ – вагоны областного типа;
ВР – вагон – ресторан.
Следует учитывать, что в составы скорых дальних поездов включают больше спальных(мягких и купейных) вагонов, а в пассажирских – больше некупейных плацкартных вагонов. Следовательно, вместимость последних выше. В составы местных скорых и пассажирских поездов, следующих на более короткие расстояния, включают неплацкартные (межобластные) вагоны. Вместимость их поэтому еще более высока.
Если пассажиропоток недостаточен для заполнения состава, формируют групповые поезда, в которые включают группы вагонов беспересадочного сообщения.
Населенность и тара вагонов приведена в таблице 3.1
Таблица 3.1 Масса пассажирских вагонов
Тип вагона |
Тара |
Тара с пассаж. и багажом |
Число мест |
2 |
3 |
4 |
5 |
РИЦ |
52 |
55 |
30 |
РИЦ 1,2 |
60-62 |
62-64 |
20 |
Мягкий и мягко – жесткий |
52 |
56 |
36 |
Мягкий вагон РИЦ (СВ) |
57-60 |
60-63 |
18 |
Купейный |
52 |
58 |
36-38 |
Плацкартный |
52 |
58 |
54 |
Межобластной |
47-51 |
55-59 |
68-74 |
Багажный и почтово-багажный |
47 |
65 |
- |
Таблица 3.2 Композиция и вместимость составов
№ поезда |
Состав поезда |
Населенность, чел. |
Масса (округленно), т |
||
Тип вагона |
Населенность |
Количество |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
319/320 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
7 |
378 |
||
К |
36 |
5 |
180 |
||
всего |
13 |
558 |
754 |
||
69/70 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
2 |
108 |
||
К |
36 |
2 |
72 |
||
РИЦ |
30 |
5 |
150 |
||
всего |
10 |
330 |
565 |
||
61/62 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
5 |
270 |
||
К |
36 |
5 |
180 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
всего |
12 |
468 |
701 |
||
321/322 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
7 |
378 |
||
К |
36 |
8 |
288 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
Б |
1 |
||||
всего |
18 |
684 |
1056 |
||
201/202 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
15 |
810 |
||
всего |
16 |
810 |
928 |
||
441/442 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
10 |
540 |
||
К |
36 |
9 |
324 |
||
всего |
20 |
864 |
1160 |
||
85/86 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
6 |
324 |
||
К |
36 |
10 |
360 |
||
П |
1 |
||||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
Б |
2 |
||||
всего |
21 |
702 |
1244 |
Продолжение таблицы 3.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
301/302 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
7 |
378 |
||
К |
36 |
8 |
288 |
||
ОБЛ |
74 |
2 |
148 |
||
Б |
1 |
||||
всего |
19 |
814 |
1052 |
||
33/34 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
3 |
162 |
||
К |
36 |
11 |
396 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
всего |
16 |
576 |
933 |
||
19/20 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
2 |
108 |
||
К |
36 |
11 |
396 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
всего |
15 |
522 |
875 |
||
51/52 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
6 |
324 |
||
К |
36 |
7 |
252 |
||
СВ |
18 |
2 |
36 |
||
всего |
16 |
612 |
938 |
||
533/534 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
7 |
378 |
||
К |
36 |
8 |
288 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
всего |
17 |
684 |
991 |
||
131/132 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
9 |
486 |
||
К |
36 |
9 |
324 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
Б |
1 |
||||
всего |
21 |
828 |
1230 |
||
447/448 |
ПЛ |
54 |
6 |
324 |
|
К |
36 |
12 |
432 |
||
всего |
18 |
756 |
1044 |
||
365/366 |
ПЛ |
54 |
6 |
324 |
|
К |
36 |
9 |
324 |
||
Б |
1 |
||||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
всего |
17 |
666 |
998 |
Продолжение таблицы 3.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
411/412 |
ПЛ |
54 |
4 |
216 |
|
К |
36 |
13 |
468 |
||
всего |
17 |
684 |
986 |
||
11/12 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
2 |
108 |
||
К |
36 |
11 |
396 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
всего |
15 |
522 |
875 |
||
45/46 |
К |
36 |
3 |
108 |
|
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
ОБЛ |
74 |
9 |
666 |
||
всего |
13 |
1206 |
768 |
||
247248 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
14 |
756 |
||
К |
36 |
1 |
36 |
||
всего |
16 |
792 |
928 |
||
113/114 |
ПЛ |
54 |
7 |
378 |
|
К |
36 |
8 |
288 |
||
ОБЛ |
74 |
2 |
148 |
||
Б |
1 |
||||
всего |
18 |
814 |
1053 |
||
143/144 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
3 |
162 |
||
К |
36 |
12 |
432 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
всего |
16 |
612 |
991 |
||
103/104 |
ВР |
1 |
|||
К |
36 |
12 |
432 |
||
СВ |
18 |
2 |
36 |
||
всего |
15 |
468 |
880 |
||
101/102 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
2 |
108 |
||
К |
36 |
10 |
360 |
||
СВ |
18 |
2 |
36 |
||
всего |
15 |
504 |
880 |
||
125/126 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
7 |
378 |
||
К |
36 |
9 |
324 |
||
всего |
17 |
702 |
986 |
Продолжение таблицы 3.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
225/226 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
9 |
486 |
||
К |
36 |
9 |
324 |
||
всего |
19 |
810 |
1102 |
||
203/204 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
10 |
540 |
||
К |
36 |
6 |
216 |
||
всего |
17 |
756 |
986 |
||
29/30 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
2 |
108 |
||
К |
36 |
9 |
324 |
||
СВ |
18 |
3 |
54 |
||
всего |
15 |
486 |
885 |
||
3/4 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
2 |
108 |
||
К |
36 |
13 |
468 |
||
СВ |
18 |
3 |
54 |
||
всего |
19 |
630 |
1117 |
||
105/106 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
9 |
486 |
||
К |
36 |
10 |
360 |
||
Б |
1 |
||||
всего |
21 |
846 |
1225 |
||
43/44 |
ВР |
1 |
|||
ПЛ |
54 |
5 |
270 |
||
К |
36 |
10 |
360 |
||
СВ |
18 |
1 |
18 |
||
всего |
17 |
648 |
991 |
||
87/88 |
ПЛ |
54 |
13 |
702 |
|
К |
36 |
2 |
72 |
||
ОБЛ |
74 |
2 |
148 |
||
всего |
17 |
922 |
988 |
||
111/112 |
ПЛ |
54 |
10 |
540 |
|
К |
36 |
7 |
252 |
||
всего |
17 |
792 |
986 |
Таблица 3.3 Технические характеристики электровоза ЭП1М
Показатели |
Величина |
1 |
3 |
Сила тяги длительного режима, кН |
214 |
Сцепная масса, т |
132 |
Скорость продолжительного режима, км/ч |
72 |
Максимальная сила тяги при трогании с места, кН |
234 |
3.2 Расчет массы состава пассажирского поезда
Рассчитаем вес пассажирского поезда (серия локомотива ЭП1М) по формуле:
, (3.1)
где: F - расчетная сила тяги локомотива ЭП1М, Н;
P - расчетная масса локомотива, т;
q- ускорение свободного падения м/с2;
W0 - основное удельное сопротивление движению локомотива, Н/кН;
W0" - основное удельное сопротивление движению пассажирских вагонов, Н/кН;
ip - расчетный подъем (в четном направлении - 8,3‰; в нечетном - 4,8‰).
, (3.2)
, (3.3)
где: - скорость часового режима локомотива (ЭП1М– =80 км/ч);
- нагрузка на одну ось вагона;
;
Н/кН
Н/кН
т
т
На основании выполненных расчетов можно сделать вывод, что масса пассажирского поезда, обсуживаемого электровозом ЭП1М на прилегающих к станции перегонах должна быть не более расчетной.
3.3 Проверка массы состава при трогании с места
Найдем массу состава, которую локомотив может взять с места по формуле:
( 3.4)
где: - сила тяги локомотива при трогании с места, Н;
- подъем, на котором происходит трогание с места, 0/00;
- удельное сопротивление состава при трогании с места, Н/кН.
, ( 3.5)
Должно выполняться условие: Q < Qтр
1499 т < 2123 т - условие выполняется
2440 т < 3973 т – условие выполняется.
3.4 Проверка длины состава пассажирского поезда по длине пассажирских платформ
Длина поезда должна быть меньше длины платформы. Поезда №85, №131, №105 в составе которых наибольшее число вагонов по технологическому процессу станции обслуживаются, как правило, на 1 приемо-отправочном пути, где длина пассажирской платформы составляет 880 м. На основании данных из таблицы 3.1 выполним расчет длины поезда:
(3.6)
где: lв – длина 4-осного пассажирского вагона, м;
mсост – число вагонов в составе;
lЛ – длина локомотива, м.
Должно выполняться условие lп ≤ lпл
549,5 м < 880 м – условие выполняется.
На основании выполненных расчетов можно сделать вывод, что длина
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.