Обоснование концепции создания транспортно-логистических систем, страница 2

Актуальным является проведение научно-исследовательских работ (НИР), цель которых - создание обоснованных рекомендаций по разработке и внедрению логистических инновационных технологий, обеспечивающих комплексное транспортное обслуживание. В основе этого лежит создание системы логистических центров, повышение эффективности и гибкое реагирование на меняющуюся конъюнктуру рынка обслуживания грузовладельцев, в том числе из-за сезонных факторов колебания объема перевозок и оказания услуг. Наиболее эффективное решение в нынешних условиях все-таки заключается в создании мощных припортовых логисти-ческих центров (ЛЦ) как организационной основы внедрения новых форм взаимодействия. Организация работы участников перевозок в транспортных узлах по контрактам с высокой взаимной заинтересованностью и ответственностью сторон при установлении достаточно высокой платы за простои вагонов и судов позволит на базе логистических центров развить инфраструктуру, наладить более тесное взаимодействие железных дорог с портами и снять проблему брошенных поездов.

И это подтверждается зарубежным опытом. Там, где работают логистические центры, скопления вагонов и брошенных составов не бывает. Как правило, логистические центры объединяют все виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов и логистикой. Основанные на принципах конкуренции, они открыты для частных и государственных перевозок, а также для сотрудничества с предприятиями и компаниями. По сути, такой объект должен функционировать на принципах интегрального логистического оператора разных видов транспорта, позволяющего рационально организовывать перевозочный процесс в интересах клиентуры и перевозчиков с целью повышения эффективности перевозок.

Важная особенность логистических центров заключается в тенденции к кооперации на национальном и международном уровнях, проявляющейся в создании эффективных транспортных цепочек и сетевых решений в целях оптимизации и распределения грузопотоков.

Говоря о качестве и надежности транспортного   обслуживания   грузовладельцев как о приоритетной стратегической задаче железнодорожного транспорта, необходимо ставить и решать проблему создания необходимых резервов производственных мощностей инфраструктуры и повышения эффективности использования подвижного состава. К сожалению, в этом вопросе не полностью соблюдаются важнейшие логистические принципы -системный подход и теория компромиссов. А это, в свою очередь, сказывается в непропорциональном развитии звеньев транспортного конвейера. Прежде всего это касается цепочек поставок товаров, отвечающих за начально-конечные операции, то есть терминальных комплексов, в том числе и мультимодальных. Можно сказать, что в России логистическая инфраструктура только начинает создаваться.

Реализация результатов данной НИР позволит усилить стратегически значимое направление деятельности железнодорожного транспорта по комплексному обслуживанию грузовладельцев. Кроме того, это даст возможность для системного решения ряда задач, связанных с функциями маркетинга и прогнозирования, выявления узких мест на основе анализа потребностей клиентов, а также для разработки предложений по развитию инфраструктуры, прежде всего терминальной. При этом стоит учитывать, что риски, связанные с реализацией результатов НИР, могут быть обусловлены имеющейся в настоящее время в России нормативно-законодательной базой. В итоге реализация концепции логистических центров требует принятия ряда законодательных и нормативных актов. Необходимо дерегулирование тарифов для транзитных, смешанных и особенно контейнерных перевозок. При этом следует перейти от системы взаимных штрафов к организации слаженной работы партнеров на основе договорных отношений и взаимовыгодной заинтересованности. Последняя обеспечит согласованную подачу единиц смежных видов транспорта. Нужно обеспечить комплексный логистический подход к процессу перевозок от «двери до двери» с организацией оформления электронных документов и расчетов.

Таким образом, создание логистических центров на дорогах, в транспортных узлах, портах обеспечит широкое внедрение логистических технологий в практику работы железнодорожников и портовиков на базе комплексного использования информации о перевозках. В свою очередь, создание этих центров откроет широкие возможности для дальнейшего развития различных видов перевозок.