Большое значение в управлении перевозочном процессе имеет работа маневрового диспетчера. Если неверные или неточные действия рабочего, который занят производством деталей, ведут к частичному браку, то ошибка диспетчера в управлении маневровой работой нередко грозит крупными материальными потерями. Иначе говоря цена ошибок, допускаемых людьми, управляющими сложными техническими процессами, чрезвычайно высока. Как показывает анализ аварий и нарушений хода технических процессов, все выше указанные браки во многом зависят от условий труда, т.е условия в которых поездной диспетчер может производительно работать без лишних физических психологических нагрузок и не испытывать на себе каких либо вредных воздействий.
Эргономические требования к производственной среде заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для работающего диспетчера, а для этого нужно знать и учитывать внешние факторы производственной среды.
Опасные и вредные факторы производственной среды, действующие на диспетчера на рабочем месте, подразделяются по своей природе на физические и психофизиологические. Группа физических факторов делится в свою очередь на подгруппы: температура, влажность и подвижность воздуха; уровень шума, электромагнитных излучений; уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которое может произойти через тело человека; естественная и искусственная освещенность. Психофизиологические факторы по характеру действия на физические перегрузки (статические, динамические), нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение).
Факторы воздействующие на работоспособность маневрового диспетчера наглядно показаны на рисунке 6.1.
Рисунок 11.1. Схема условий труда, влияющих на работу ДСЦ
Воздух рабочей зоны в помещении маневрового диспетчера, в качестве эргономической характеристики рассматривают санитарно-гигиенические требования к микроклимату. Микроклимат – это комплекс физических характеристик метеорологических факторов в исследуемом помещении, определяющий тепловой обмен между телом человека и внешней средой на рабочем месте (таблица 6.1), температура воздуха, его влажность и подвижность.
Таблица 11.1 Показатели измерений температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещении маневрового диспетчера
Сезон года |
Температура, ºС |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха м/с, не более |
Холодный и переходный период года (температура наружного воздуха ниже + 10 С ) |
21 |
50 |
0,1 |
Произведенные измерения показали, что микроклимат сложившийся в помещении маневрового соответствуют нормам.
Отмеченная зависимость между параметрами воздушной среды и производственными браками. Кривая браков идет вверх как при положительном, так и при отрицательном отклонении температуры, влажности и скорости движения воздуха. Оптимальная зона температур от + 17,2 до +21,7 С.
Характерно, что применение установок для кондиционирования воздуха увеличило число работников, жалующихся на общую слабость, головную боль, сонливость. Воздух в помещении где они работают, был чист, насыщен кислородом, температура, влажность и другие его параметры отвечали нормам. Однако анализ показал, что кондиционеры, обрабатывая свежий воздух, насыщают его положительно заряженными ионами. В отрицательно заряженных ионах ощущался дефицит, что и было причиной ухудшения самочувствия людей. Рекомендуется создать динамический климат с определенными перепадами показателей, тренирующих терморегуляционный аппарат и тонизирующий нервную систему человека. Щадящий температурный комфорт может действовать как монотонный раздражитель, вызывающий заторможенное состояние. Температура воздуха у поверхности пола и на уровне головы не должна различаться более чем на 5 ºС, измеренная температура в помещении диспетчера отклонялась на 3 ºС, что практически не вело к снижению производительности труда маневрового диспетчера. Отклонение температуры воздуха от нормативов на 1 ºС соответствует снижению производительности труда на 1%.
От освещения производственных помещений маневрового диспетчера зависит эффективность трудовой деятельности диспетчера. В производственных помещениях диспетчера используют три вида освещения: естественное, искусственное и смешанное. Уровень естественного освещения через боковые окна помещения диспетчера определяется коэффициентом (Ев %). У маневрового диспетчера точность выполняемой работы, высокая, отсюда следует что боковое естественное освещение Е должно быть не менее 2 %. измерения же показали, что коэффициент естественного освещаения составил 3% .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.