Анализ аспектов культуры общения

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

вопросах , касающихся общения как такового и культуры общения, а также  речевого этикета, во многом эту культуру обеспечивающего.

 


1. Современная теоретическая концепция культуры речи.

Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка и его норм. Надо отметить, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык - это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного языка дело не простое . Он не может появится сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества.

Литературный язык – это, далеко не одно и то же, что язык художественной литературы. В основе языка художественной литературы лежит литературный язык. И, более того, литературный язык как бы вырастает из языка художественной литературы. И все же язык художественной литературы  - это особое явление. Его главная отличительная черта состоит в том, что он несет в себе большую эстетическую нагрузку. Для достижения эстетических целей в язык художественной литературы могут привлекаться диалекты и другие нелитературные элементы.

Одна из важнейших функций литературного языка  - быть языком всей нации, встать над отдельными или социальными ограниченными языковыми образованиями. Литературный язык – это по средствам чего создается, естественно , на ряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Без развитого литературного языка трудно представить полноценную нацию. Известный современный лингвист М. В. Панов среди основных признаков литературного языка называет такие, как язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык. Последнее – сознательная кодификация языка  - прямая задача культуры речи: с появлением литературного языка появляется и  культура речи.

Кодифицированные нормы литературного языка – это такие нормы, которыми должны следовать все носители литературного языка. Любая грамматика современного русского литературного языка, любой его словарь есть не что  иное , как его кодифицирование.  Культура речи начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и выбор этот далеко не однозначен. Часто можно услышать  километр, но норма – только километр, не менее часто звучит договор, но норма – договор, хотя сейчас уже не запрещается категорически и договор, тогда  как тридцать лет назад такое ударение запрещалось. Это свидетельствует о том, что современный русский литературный язык, может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет  стихийно устанавливать свои нормы. Стихийность же в таком деле далеко не благо, поскольку то, что касается приемлемым для одних, окажется неприемлемым для других. Поэтому постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науке о культуре речи.

Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшие требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Изучение текста с точки зрения его языковой структуры задачами общения в теории культуры речи получило название коммуникативного аспекта культуры владения языком.

Еще один аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они касаются и многих моментов общения. Этические норм, или иначе говоря – речевой этикет, касаются в первую очередь обращения на «ты» или «вы», выбора полного или сокращенного имени, выбора обращений типа гражданин, господин

Похожие материалы

Информация о работе