Система автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи данных — АБТЦ-М, страница 5

Разработанный инструментарий и доступность исходных данных позволяют реализовать картографирование сети железных дорог Франции. При разработке проекта Lotus (как и ряда других) стремились в том числе и к приемлемости его для всей европейской сети, прежде всего для железнодорожных линий зарубежных стран, на которых эксплуатируются высокоскоростные поезда TGV международных сообщений.

В рамках проекта Lotus наиболее прагматичный метод для случая обращения поездов TGV по зарубежным железнодорожным линиям заключается в квазинепрерывном способе регистрации местоположения поездов с помощью системы GPS в целях получения данных о географической трассе линии и уточнения вручную в системе GPS местоположения отдельных километровых и пикетных знаков данной линии. Этот достаточно рутинный метод является хорошим решением, когда длина участков линий, подлежащих картографированию, ограничена.

С более общей точки зрения в рамках обеспечения эксплуатационной совместимости европейских железнодорожных сетей необходима цифровая карта Европы. Программное обеспечение для создания такой карты уже разработано, в частности, в рамках проекта создания европейской системы спутниковой навигации Galileo. Эта система должна быть введена в эксплуатацию в 2008 г. в качестве альтернативы или дополнения к американской системе GPS. Кроме создания и ведения базы данных, равноценной базе данных действующей системы GPS, предусмотрены уровни обслуживания с гарантированными доступом и целостностью данных; такие услуги будут платными.

Совершенствование

В зависимости от области применения требования к точности определения местоположения объектов, надежности и достоверности цифровых картографических данных об инфраструктуре железных дорог могут быть разными.

Точность цифровой карты должна быть согласована с точностью приемника спутниковой системы позиционирования. Известно, что в 95 % случаев можно обеспечить точность до метров. При этом становится возможным различать отдельные рельсовые нити железнодорожного пути или изменить функцию отдельных установленных вдоль линии радиомаяков.

Для достижения такой точности имеется возможность:

·  выполнить топографическую съемку с точностью до метров. Несмотря на то что эта процедура является весьма дорогостоящей, она представляет собой одну из задач при создании базы данных BDTOPO для карты IGN;

·  проследовать по линии с приемником системы спутниковой навигации. Эта мера, несомненно, является более быстрой в реализации и менее дорогостоящей. Результаты испытаний показали, что при определении местоположения подвижного состава, движущегося со скоростью 120 км/ч, дифференцированная коррекция получаемых данных в реальном времени позволяет обеспечить точность до 2 м, а при движении с малой (менее 5 км/ч) скоростью можно повысить точность до сантиметров. В затененных зонах (вне видимости искусственных спутников) следует применять другие методы определения местоположения подвижных объектов.

В то же время более высокий уровень достоверности данных позволит применять систему непосредственно в сфере управления и обеспечения безопасности движения поездов. Аттестация системы для такого применения представляет собой, очевидно, весьма ответственную задачу, в процессе решения которой необходима проверка точности определения географического местонахождения объекта спутником, как таковым. Такой уровень обслуживания может обеспечить будущая система Galileo. Одним из примеров начального применения подобных систем, который с технической точки зрения представляется реально выполнимым, является измерение интервалов между поездами на малодеятельных линиях, так как здесь не требуется особо высокой точности определения их местоположения.

Заключение

После проведения цикла испытаний систем спутниковой навигации SNCF намерено оснастить бóльшую часть своего подвижного состава аппаратурой подобных систем для определения его местоположения. Исследуются возможности применения подобных технологий для упрощения принятия решений в процессе управления движением поездов. В ближайшее время должна быть создана эталонная картографическая база данных о железнодорожной инфраструктуре. В дирекции SNCF по инфраструктуре создана рабочая группа для исследования возможных вариантов использования этой базы данных, в том числе предоставления платных услуг клиентуре.