ПРЕОДОЛЕНИЕ КУРЕНИЯ
Значительная распространённость табакокурения в мире в мире, а также связанные с ним медико-социальные проблемы и экономические убытки обуславливают поиск эффективных стратегий борьбы с этим важным фактором риска для здоровья людей.
Более 5 млн. населения планеты умирает сегодня от болезней, вызванных курением (в Европе – 1,2 млн, в Украине – более 100 тыс.).
Курение сокращает среднюю ожидаемую продолжительность жизни населения на 15 лет.
Никогда не курившие – референтная группа.
Рис. 1. Потери продолжительности жизни в зависимости от статуса курения (мужчины ≥ 35 лет).
В мировом масштабе социально-экономический ущерб от табачной эпидемии оценивается в 200 млрд. долларов США. Сегодня табакокурение является фактором риска развития 25 болезней, в том числе сердечнососудистых и онкологических.
На лечение болезней, вызванных курением, расходуется 6-15% ресурсов здравоохранения. В будущем прогнозируется дальнейший рост смертности и социально-экономических потерь, если не будет кардинально сокращено распространение этой вредной привычки.
Распространённость курения.
В США курит 23% населения, в Греции – 45%, В РБ – 42%. В Украине курят 42% мужчин и 26% женщин (распространённость курения среди подростков достигает 40 %).
Курящие подростки отличаются от некурящих:
1. Беспечностью, более легкомысленному отношению к жизни, непереносимостью монотонного труда (например, уроки),стремлением к ярким впечатлениям)
2. Сниженной ответственностью, снииженным контролем за своим поведением.
3. Импульсивностью.
4. Сниженным интеллектом.
Курящие подростки в конфликтных ситуациях используют соперничество, некурящие – сотрудничество и компромисс.
Курящие приобщаются к наркотикам в 8 раз чаще, чем некурящие.
Рис. Распространённость
курения среди московских школьников 5-11 классов
(2000 год)
Рис. Распространённость
курения среди московских школьников 5-11 классов
(2000 год)
Современные подходы к созданию образовательных программ, направленных на профилактику курения.
Известно, что табачные компании ведут агрессивную политику, направленную на расширение рынка сбыта, удержания старых потребителей и привлечения новых. Одной из мер противодействия является разработка и реализация образовательных антитабачных программ.
Главные задачи этих программ:
· Удержание молодёжи от курения;
· Поощрение и мотивация отказа от курения;
· Поддержка курильщиков, которые хотели бы отказаться от этой вредной привычки;
· Изменение отношения общества к потреблению табака.
Европейский и мировой опыт показывает высокую эффективность образовательных мероприятий, направленных на удержание молодёжи от курения.
Необходимо иметь в виду, что реклама табачной продукции направлена на формирование ошибочного мнения:
· о высоком статусе курящего человека;
· о курении, как имидже молодости, красоты и силы.
Противодействовать такой пропаганде должны образовательные программы, позволяющие эффективно бороться с навязанным табачной индустрией ложным имиджем курения.
Образовательные программы должны включать в себя:
· информацию о последствиях курения;
· информацию о последствиях вдыхания дыма «пассивными курильщиками»;
· методы отказа от курения;
· информирование людей о метолах, используемых табачной индустрией (агрессивная маркетинговая и рекламная политика, тактика манипулирования табачными издениями);
Образовательные программы должны учитывать особенности групп населения:
· Возраст;
· Профессию;
· Социальные особенности
Требования к информации о последствиях курения вдыхания дыма «пассивными курильщиками»:
· Чёткость и убедительность доказательств о пагубности курения;
· Формирование эмоций возмущения, страха, удивления, скуки
Как бросить курить:
Исследования показывают, что больше, чем 90% курящих людей знают о вреде курения, но 70% не могут прекратить курить самостоятельно. Поэтому, образовательные программы должны быть профилактическими среди некурящих и включать в себя информацию для тех, кто хочет бросить курить.
· Избегать ситуации, в которых обычно куришь (заменить эти ситуации)
· Желательно найти компанию, которая поможет бросить курить (группа поддержки)
· Важно заменить объект аддикции (привязанности ) – например, семечки, жвачки, спички, карамельки, чупа-чупсы.
· Психотерапия.
· Иглорефлексотерапия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.