родным справиться с горем», не оставлять без психологической помощи и поддержки близких умирающего или уже ушедшего из жизни. Это предполагает создание особого комфортного (насколько это возможно) психологического климата.
Следует также назвать такой этический принцип, как отрицание тактики «святой лжи». Должен ли безнадежно больной человек знать о том, что он обречен? Вправе ли врач сообщать пациенту о его смертельном недуге? За этими вопросами кроется один из самых напряженных в моральном и психологическом отношениях аспектов профессиональной деятельности медиков вообще, который приобретает особое звучание для медиков, отдающих себя хосписному движению.
Многое в выполнении этих принципов зависит от подготовки и личных качеств медицинского персонала, занятого в службе хосписов. Ясно одно, что врач паллиативной помощи – совершенно новая медицинская специальность, в рамках которой изучается процесс завершения жизни. В Беларуси, как и в России, эта специальность еще не установилась, в нее приходят врачи-энтузиасты, но в будущем, несомненно, она должна занять свою нишу в подготовке специалистов, которые, кроме профессиональных медицинских знаний, должны будут обладать особенно высокой философской, этической, психологической культурой.
Дело в том, что в практике врача паллиативной помощи имеется определенная трагическая специфика. Диагноз – «безнадежный, умирающий больной», хоть и выносится на основании объективных медико-клинических исследований, содержит в себе явно выраженный оценочный элемент: «этот больной, несомненно, обречен». Но ведь всегда остается возможность диагностической ошибки, и врач паллиативной помощи обязан осознавать, что он действует в зоне серьезного этического риска. Ставя подобный диагноз, он своей волей, своим решением как бы проводит демаркационную линию между жизнью и смертью. Поэтому на самом диагнозе «умирающий больной» должно лежать табу, а при прогнозировании сроков выживаемости пациентов нужна предельная осторожность. Вполне достаточна формулировка «Нуждается только в паллиативной помощи», которая означает, что помещение пациента в хоспис – это не окончательный приговор (ведь он всегда может выписаться, уйти). Все это требует от врача особой дисциплины мышления, своеобразного интеллектуального аскетизма, особенно при вынесении диагностического суждения.
Руководитель первого в России санкт-петербургского хосписа доктор А.В. Гнездилов считает: прежде всего следует иметь в виду, что «смерть – это не хаотическое выключение тех или иных систем жизнеобеспечения организма, вовлеченных в патологическую структуру болезни. Это достаточно четкий процесс, запрограммированный генетически и обладающий своими закономерностями».
Одну из закономерностей он видит в том, что существуют аналогичные явления в жизни человека, в частности, «процесс рождения, в котором имеются сходные закономерности, хотя и имеющие иную направленность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.