Биология индивидуального развития: Методические указания по проведению лабораторных занятий, страница 4

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, учебно-методическое пособие, микропрепараты.

ХОД РАБОТЫ:

1.  Изучить производные эктодермы, энтодермы, мезодермы и связанных сними закладках.

2.  Ознакомиться с механизмами формообразования: явление апоптоза, перемещения эмбриональных клеток, факторы индукционных взаимодействий при развитии органов.

3.  Ознакомиться с картами презумптивных зачатков у зародышей костистых рыб, птиц, рептилий.

            ЗАДАНИЕ 1. Учебная таблица «Дифференцировка зародышевых листков». Изучить дифференцировку зародышевых листков энтодермы, мезодермы, эктодермы.

Обратить внимание на производные мезодермы. Изучить сомитный период эмбриогенеза.

            ЗАДАНИЕ 2. Микропрепарат «Зародыш лягушки на разных стадиях образования осевых зачатков (поперечные срезы)». Изучить микропрепарат.

Обратить внимание на производные эктодермы и образование осевых зачатков (хорда, нервная трубка, кишечная трубка).

            ЗАДАНИЕ 3. Микропрепарат «Зародыш курицы». На вертикальном срезе зародыша курицы найти эктодерму, нервную трубку, хорду, сомиты мезодермы, нефротомы, вторичную полость тела – целом.

            ЗАДАНИЕ 4. Учебная таблица «План расположения презумптивных эмбриональных зачатков в зародышевом щитке птиц». Схематично изобразить зародышевый щиток курицы (вид сверху) и отметить в нем презумптивные зачатки разными цветами; кожную эктодерму – коричневым, мезодерму – красным, нервную пластинку – синим, прехордальную пластинку – серым.

            ЗАДАНИЕ 5. Учебная таблица «Эмбриогенез. Пресомитный период 17 день» (по Карнеги). Рассмотреть и зарисовать сагитальный и поперечный разрезы эмбриона человека.

Обозначить стрелками миграцию мезенхимальных клеток между экто- и мезодермой. На рисунке обозначить положение будущей кардиогенной области, нервной пластинки, аллантоиса.

            ЗАДАНИЕ 6. Учебная таблица «Эмбрион человека. 21 день развития» (по Карнеги). Рассмотреть и зарисовать поперечный разрез на уровне второго сомита.

На рисунке обозначить сомит, соматоплевру, силанхоплевру, перикардиальный целом, перитонеальный целом.

            ЗАДАНИЕ 7. Учебная таблица«Эмбрион ан 4-ой неделе развития». Рассмотреть и зарисовать зародышевые органы (сердце, хорда, нервные трубки, кишки, зачаток дыхательной системы).

На рисунке обозначить желточный мешок, стенку амниона аллантоиса.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е   В О П Р О С Ы:

1.  Характеристика периодов эмбриогенеза высших позвоночных (на примере птиц).

2.  Дифференцировка мезодермы в эмбриогенезе позвоночных.

3.  Что такое туловищная и амниотическая складки?

4.  Развитие, строение и функции провизорных органов: амниона, аллантоиса, желточного мешка, хориона.

5.  Источники развития мышечной ткани, костной ткани, органов чувств, нервных тканей.

6.  Мезенхима и ее производные.

7.  Объяснить формообразующую роль апоптоза, клеточных перемещений.

8.  Значение индукционных взаимодействий при развитии органов.


Тема 6. Эмбриональное развитие человека.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1.  Знать основные периоды эмбриогенеза человека.

2.  Обратить внимание на гетерохронное развитие клеток зародыша и материала внезародышевых органов.

3.  Уметь объяснить механизмы имплантации и плацентации.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: учебные таблицы, учебно-методическое пособие.

ХОД РАБОТЫ:

1.  Изучить закономерности раннего развития человека. Назвать основные этапы эмбриогенеза.

2.  Изучить образование и дать сравнительную характеристику ВЗО различных позвоночных и человека.

3.  Изучить процесс плацентации и строение плаценты у млекопитающих.

            ЗАДАНИЕ 1. Учебная таблица «Периодика внутриутробного развития человека». Изучить схему акушерской и эмбриологической периодизации эмбриогенеза человека.

            ЗАДАНИЕ 2. Учебная таблица «Провизорные органы зародыша человека». Рассмотреть и зарисовать образование ВЗО на 3 и 4 неделе развития. Обозначить ворсины хориона, амниотическую полость, полость хориона, аллантоис.

            ЗАДАНИЕ 3. Учебная таблица «Плацента человека». Рассмотреть и зарисовать участок плодной части плаценты. Обозначить амниотическую оболочку, стволовую ворсину хориона.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е   В О П Р О С Ы:

1.  Перечислить компоненты гемохориального барьера.

2.  Назвать структурные элементы 21 суточного зародыша человека.

3.  Охарактеризовать типы плацент млекопитающих в зависимости от типа питания зародыша.