Биология индивидуального развития: Методические указания по проведению лабораторных занятий, страница 3

            ЗАДАНИЕ 2. Учебная таблица «Типы бластул». Рассмотреть и зарисовать целобластулу, амфибластулу, дискобластулу и бластоцисту. Отметить крышу, краевую зону, дно, бластоцель. На рисунке дискобластулы указать зародышевый щиток. На рисунке бластоциста отметить эмбриобласт, трофобласт и бластоцист.

            ЗАДАНИЕ 3. Микропрепараты «Дробление яйцеклетки аскариды», «Дробление яйцеклетки лягушки», «Бластула лягушки». Рассмотреть микропрепараты и определить типы дробления, охарактеризовать бластулу на каждом из препаратов.

            ЗАДАНИЕ 4. Учебные таблицы «Способы гаструляции и типы гаструл», «Дробление; бластула и начало гаструляции». Зарисовать раннюю фазу гаструляции у ланцетника. Обозначить первичную эктодерму, энтодерму, бластопор, гастроцель.

Зарисовать раннюю стадию гаструляции у птиц с определением первого и второго этапа гаструляции. Обозначить первичную бороздку, первичный бугорок, первичную полоску. Зарисовать гаструляцию у млекопитающих:

ü  Процесс деламинации, с указанием гипобласта и эпибласта, полости амниона и амниотическую эктодерму

ü  Процесс иммиграции клеток зародышевого эпибласта, с указанием первичной полоски и первичного узелка на первом этапе иммиграции, мезодермы, эктодермы и энтодермы и энтодермы на втором этапе иммиграции.

            ЗАДАНИЕ 5. Учебная таблица «Дробление бластулы и начало гаструляции». Рассмотреть типы гаструляции у разных биологических видов (амфибий, птиц, млекопитающих). Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных с указанием способа гаструляции.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е   В О П Р О С Ы:

1.  Дать характеристику процесса дробления.

2.  Отличие дробления от митотического деления.

3.  Правило клеточного деления Гертвига-Сакса.

4.  Зависимость дробления от количества желтка и свойств цитоплазмы.

5.  Охарактеризовать основные типы бластул у животных с различным типом деления.

6.  Характеристика ранней гаструляции.

7.  Способы образования мезодермы.

8.  Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных.


Тема 4. Нейрогенез

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1.  Изучить процесс нейруляции и образования нервной трубки.

2.  Изучить процесс образование нервного гребня и дифференцировку клеток нервного гребня.

3.  Дать сравнительную характеристику нейруляции у млекопитающих и других позвоночных.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, учебно-методическое пособие, микропрепараты.

ХОД РАБОТЫ:

1.  Изучить процесс образования нервной трубки используя таблицы.

2.  Изучить образование зародышевых листков и охарактеризовать их. Дать характеристику способам образования мезодермы.

3.  Ознакомиться с образованием передне-заднего и дорсо-вентрального отделов нервной трубки.

4.  Изучить ход нейруляции у млекопитающих, дифференцировку структур спинного и головного раздела нервной системы.

            ЗАДАНИЕ 1. Учебные таблицы «Дифференцировка зародышевых листков». Изучить дифференцировку зародышевой эктодермы, производные нервной трубки, нервного гребня. Охарактеризовать процесс образования ЦНС и ПНС.

            ЗАДАНИЕ 2. Учебная таблица «Схема образования нервной трубки у амфибий и амниот». Зарисовать последовательное образование нервной пластинки, нервных валиков, нервной бороздки и нервного гребня.

Обозначить эктодермальные клетки, предшественники нервного гребня (черным цветом). Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных с указанием способа гаструляции.

            ЗАДАНИЕ 3. Учебная таблица «Нейруляция у зародыша человека». Зарисовать процесс образования нервной трубки у зародыша человека.

Обозначить передний и задний нейропоры, клетки нервного гребня. отметить спинной и головной мозг.

            ЗАДАНИЕ 4. Микропрепараты «Нейрула лягушки», «Поперечный срез зародыша курицы». Рассмотреть микропрепараты и дать сравнительную характеристику нейруляции у разных биологических видов.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е   В О П Р О С Ы:

1.  Характеристика процессов нейруляции.

2.  Образование нервного гребня и его производных.

3.  Ход нейруляции у млекопитающих.

4.  Образование ЦНС и ПНС.


Тема 5. Формирование органов.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1.  Изучить развитие производных зародышевых листков

2.  Уметь объяснить механизмы формообразования.

3.  Иметь представление об индукционных взаимодействиях в ходе тканевой дифференцировки.