Цель занятий:
1. Изучить особенности организации нервной системы животных организмов.
2. Рассмотреть особенности строения органов чувств животных организмов.
Материалы и оборудование: учебные пособия, схемы, планшеты, муляжи.
Теория. Поведением называют всю внешнюю наблюдаемую активность животных. Как правило, она выражается в различных координированных движениях. Это может быть как начало движения, так и его продолжение или прекращение. К поведению также относится способность животных издавать звуки, особые сигнальные запахи, а в некоторых случаях — световые сигналы, как у светлячков. Таким образом, все, что ни делает животное, относится к его поведению. Поведение является одним из средств приспособления животных к различным условиям. Все поведенческие реакции носят адаптивный характер, т. е. способствуют выживанию особи, вида.
Животные — это не автоматы, пассивно реагирующие на внешние воздействия. Они способны действовать по-настоящему активно, самопроизвольно в соответствии со своей организацией. В организме животного происходят процессы, которые обеспечивают внутреннюю стимуляцию их поведения. А внешние воздействия добавляют внешнюю стимуляцию и способствуют реализации поведения.
В основе поведения животных лежит деятельность нервной системы и органов чувств, которые снабжают животных информацией об окружающем мире.
В течение всей жизни на организм животных из окружающей среды воздействуют различные внешние стимулы (свет, звук, тепло, влага, химические вещества, механические воздействия). Благодаря нервной системе и органам чувств животные обладают способностью воспринимать и различать множество различных стимулов. Они видят предметы, различают их размеры, форму и окраску, узнают об их покое или передвижении, слышат звуки, различают запахи, ощущают тепло и холод, чувствуют прикосновения к своему телу. Благодаря способности воспринимать окружающий мир животные могут узнавать о происходящих в нем изменениях, добывать пищу, обнаруживать опасность, находить свое жилище, брачного партнера и т.д.
В поведении каждого вида животного есть врожденные наследственные характеристики, которые являются общими для всех представителей данного вида. Генетически обусловленное поведение, характерное для данного вида, часто называют инстинктивным. Кроме того, у всех животных в поведении конкретных особей обнаруживаются свойства, приобретенные в течение жизни под влиянием опыта и обучения.
У кишечнополостных нервная система диффузного типа. Восприятия стимулов у кишечнополостных связано с наличием в эктодерме чувствительных (осязательных) клеток, служащих рецепторами. Они представляют собой узкие высокие клетки, имеющие на внешней стороне волосок. Глубже в эктодерме, ближе к основанию эпителиально-мускульных клеток, расположены нервные клетки, снабженные отростками, при помощи которых они контактируют друг с другом, а также с чувствительными клетками и сократительными волокнами эпителиально-мускульных клеток.
Нервная система плоских червей так называемого лестничного типа. Нервные окончания подходят к органам чувств. Органы чувств представлены органами зрения – глазками и органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с известковыми камешками внутри).
Ораны чувств у круглых червей развиты очень слабо.
Лучше всего у кольчатых червей развито осязание. Осязательные клетки поодиночке и группами расположены по всей поверхности тела. На переднем конце тела находятся светочувствительные клетки, с помощью которых воспринимают животные свет. Здесь же расположены и обонятельные клетки, позволяющие чувствовать запахи. Благодаря которым кольчатые черви находят пищу.
Ход работы:
Задание 1 Изучить особенности строения нервной системы. Зарисовать структурно-функциональную единицу НС. Перечислить и записать типы нейронов. Заполнить таблицу 1 и 2.
Таблица 1
Характеристика отростков
Отростки |
Длина |
Форма |
Кол-во |
Направление передачи нервного импульса |
Миелиновая оболочка |
Образование в ЦНС |
Дендриты |
||||||
Аксоны |
Таблица 2
Характеристика нейронов
(по выполняемым функциям)
Нейроны |
Направление передачи нервного импульса |
Особенности |
Чувствительные |
||
Двигательные |
||
Вставочные |
Задание 2 Используя материал учебников рассмотреть типы нервных аппаратов. Заполнить таблицу 3.
Таблица 3
Различные типы нервных аппаратов
Тип нервных аппаратов |
Характеристика |
Представители |
Диффузный нервный аппарат |
||
Ортогон |
||
Разбросанно-узлового типа |
||
Брюшная нервная цепочка |
||
Трубчатый нервный аппарат |
Задание 3 Дать сравнительную характеристику головного мозга и органов чувств позвоночных. Заполнить таблицу 4.
Таблица 4
Сравнительная характеристика
головного мозга и органов чувств позвоночных
Признаки |
Рыбы |
Земноводные |
Пресмыкающиеся |
Птицы |
Млекопитающие |
Кол-во отделов головного мозга |
|||||
Степень развития отделов головного мозга |
|||||
Органы чувств |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.