Учебная программа дисциплины «Биология и основы медицинских знаний» (Содержание учебного материала. Учебно-методическая карта дисциплины)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова»

                                                                                          УтверждАЮ

                                                                                          Проректор по учебной работе

                                                                                          ____________________ О. И. Родькин

                                                                                          _______________ 2008

                                                                                          Регистрационный № УД-_____/р.

Биология и основы медицинских знаний

Учебная программа для специальности:

1-40 01 02-06  Информационные системы и технологии (в экологии)

Факультет:

экологической медицины, заочного обучения

Кафедра:

Биологии человека и экологии

Курс:

1

1

Семестр:

1-2

1-2

Лекции (часы):

96

22

Практические (семинарские) занятия (часы):

44

14

Лабораторные занятия (часы):

16

-

Всего аудиторных часов по дисциплине:

156

36

Всего часов по дисциплине:

Зачет (семестр):

1  семестр

1семестр

Экзамен (семестр):

2 семестр

2 семестр

Контрольная работа (месяц):

декабрь, апрель

Курсовой проект (работа) (семестр):

Форма получения высшего образования:

очная

заочная

МИНСК 2008


            Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Биология и основы медицинских знаний» (регистрационный № ТД-I.091/тип. от 11.11.2008), учебного плана специальности очной формы обучения (регистрационный № _____ от _______________ 2008) и учебного плана специальности заочной формы обучения (регистрационный № _____ от _______________ 2008).

            Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биологии человека и экологии (протокол №  1 от 28.08.2008).

                                                                                   Заведующий кафедрой

                                                                                   ____________________ Е.Ю. Жук

            Одобрена и рекомендована к утверждению советом факультета экологической медицины (протокол № 1 от 18.09.2008).

                                                                                   Председатель

                                                                                   ____________________ М. С. Морозик


1. Пояснительная записка

            Цель изучения дисциплины.

Целью преподавания дисциплины «Биология и основы медицинских знаний» для студентов 1 курса факультета МОС специальности «Информационные системы и технологии в экологии» является ознакомление студентов, специальностью которых является «инженер-эколог», с основными концепциями и современным уровнем развития биологии, формирование у студентов современных представлений о фундаментальных общебиологических закономерностях становления, развития и функционирования живых систем различного ранга, о характере их соподчиненности, выработка понимания взаимосвязи живой и неживой природы.

Изучение данного курса предусматривается учебными планами специальности 1-40 01 02-06 – Информационные системы и технологии (в экологии)


            Задачи дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

-  о закономерностях структуры и функционирования биологических систем разного уровня, важнейших законах их существования и развития.

-  об отличительных чертах живых и неживых объектов;

-  о роли животных и растительных организмов в экосистемах, их участие в трансформации органического вещества и потока энергии в экосистемах,

-  об особенностях строения и функционирования основных систем органов человека

знать и уметь использовать

-  характерные черты основных систематических групп живых организмов;

-  основные принципы и закономерности становления, развития и функционирования живых систем;

-  общебиологические знания для объяснения конкретных биологических явлений и анализа поведения биологических объектов;

-  современные экологические проблемы животного и растительного мира республики;

-  полученные знания для освоения в дальнейшем специальных предметов.

иметь навыки:

-  применения полученных знаний в практической деятельности по оценке состояния окружающей среды  при выполнении научно-исследовательской работы.

            Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

№ п/п
Наименование дисциплины
Раздел и тема

1.   

Ботаника

В объеме школьного курса

2.   

Зоология

В объеме школьного курса

3.   

Человек и его здоровье

В объеме школьного курса

4.   

Общая биология

В объеме школьного курса

2. Содержание учебного материала

            Наименование тем, содержание и объем лекций (в скобках указан объем для заочной формы обучения):

№ п/п

Наименование тем

Содержание

Объем (часы)

1.   

Биология как наука о жизни и ее значение. Система биологических наук.

Уровни организации живого

Биология в системе естественных наук. Система биологических наук. Определения жизни. Уровни организации и изучение живых систем. Основные обобщения биологических наук. Общие методы научных исследований. Теоретическое и практическое значение биологии. Методы исследования в биологии.

2 (1)

2.   

Клетка основная форма организации живых систем.

Химический состав живых организмов.

Структурно-функциональная организация клетки.

История изучения клетки. Современная клеточная теория. Методы изучения клетки. Химический состав клетки (обзор). Клеточные органоиды, биомембраны и гиалоплазма: строение и функции. Клеточный цикл. Типы деления клеток.

14 (1)

ДНК как носитель наследственной информации. Центральная догма молекулярной биологии. Генетический код и его особенности. Транскрипция и трансляция. Этапы биосинтеза белка.

Грубая и тонкая регулировка метаболизма. Индукция и репрессия ферментов. Структурно-функциональные участки генов (гипотеза оперона Жакоба и Моно). Особенности регуляции активности генома у высших организмов.

Пластический и энергетический обмен как две стороны единого процесса метаболизма. Авто- и гетеротрофные организмы. Основные анаболические процессы (биосинтез белка, фотосинтез, хемосинтез). Основные катаболические процессы (гликолиз, клеточное дыхание, брожение)

Наследственность и изменчивость – характерные свойства организмов. Причины удач опытов Менделя. Законы наследственности Менделя. Хромосомная теория наследственности. Ядро и цитоплазма и их роль в формировании свойств организма

Наследственная и ненаследственная изменчивость. природа наследственной изменчивости. Модификации, их свойства и значение для организма. Понятие норма реакции. Полимерия.

3.   

Развитие эволюционных представлений

Характеристика додарвиновского периода в истории биологии. Значение первой эволюционной теории Ламарка. Теория Дарвина – ее сущность и понятие о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Предпосылки, доказательства и результаты эволюции. Видообразование. Биологические прогресс и регресс.

2(0)

4.   

Многообразие органического мира как результат эволюции

Систематика как наука. Сущность бинарной номенклатуры. Вирусы, бактерии, протисты, грибы: краткая характеристика. Биологическое разнообразие растений и животных (обзор)

4 (0)

5.   

Биотехнология и ее основные направления

Биотехнология традиционная и современная. Генная и клеточная инженерия. Значение биотехнологии в медицине, селекции и охране окружающей среды.

4(0)

6.   

Проблема происхождения жизни

Гипотезы происхождения жизни. Биохимическая гипотеза абиогенеза и ее значение.

2(0)

7.   

Развитие жизни на Земле

Геохронологическая шкала. Эры и периоды в истории развития жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

2(0)

8.   

Организм – биологическая система. Эволюция  систем организации.

Основные свойства живых организмов.

Органы и системы органов.

Особенности организации систем и систем органов

Ткани, органы, системы органов. Организм как целостная система. Нервно-гуморальная регуляция (обзор). Питание, дыхание, выделение.

Типы размножения организмов. Бесполое и половое размножение: биологическое значение и особенности у разных групп организмов. Развитие и своеобразие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез животных и растений (обзор). Старение и смерть организмов

10 (0)

9.   

Адаптации организмов к жизни в различных средах. 

Типы экологических факторов, их классификация. Общие закономерности действия экологических факторов на организм. Общие закономерности реакции организмов на действие факторов среды

2(1)

10.   

Экологические взаимоотношения

Основные биотические факторы, их характеристика, связи с другими компонентами экосистем. Взаимодействия животных и растений. Взаимоотношения между растениями. Типы экологических взаимоотношений.

2(1)

11.   

Среды жизни. Адаптации животных и растений к неблагоприятным условиям в разных средах жизни

Наземно-воздушная среда, водная среда, почва Экологические группы животных и растений. Распределение организмов по средам жизни.

Живой организм как среда обитания. Паразитические организмы.

4(4)

12.   

Популяционно-видовой уровень организации жизни

Вид – определение, критерии. Популяция как структурная единица вида. Характеристика популяций: численность, плотность, пространственное распределение, половая, возрастная и генетическая структура. Понятие генофонда. Динамика популяции и ее причины

4(2)

13.   

Экология животных и охрана окружающей среды

Животный мир, основные экологические группы животных организмов и их роль в экосистемах.

Антропогенное воздействие на животный мир.

2(2)

14.   

Экология растений и охрана окружающей среды

Растительный мир, характеристика. Проблемы охраны и рационального использования. Антропогенное воздействие на растительный мир.

2(2)

15.   

Биогеоценоз. Биосфера.

Проблемы взаимоотношения человека и биосферы

Биогеоценоз и экосистема – понятие, структура, особенности. Экологические пирамиды. Трофические цепи, сети и уровни. Биологический круговорот веществ и продуктивность биогеоценозов. Типы динамики и саморегуляция экосистем. Характеристика агроценоза.

Биосфера – понятие, структура, границы. Биомасса поверхности суши и Мирового океана. Функции живого вещества. Условия существования биосферы. Значение круговорота веществ и притока солнечной энергии.

Роль человека в биосфере. Основные экологические проблемы современности. Рациональное природопользование, сохранение генофонда. Повышение продуктивности экосистем. Будущее человечества. Концепция устойчивого развития.

6(2)

16.   

Основные экологические группы животных и растений республики Беларусь

Наземные экосистемы. Основные группы животных и их значение. Водные экосистемы РБ. Основные экологические группы и их значение. Состояние и динамика животного и растительного мира Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС. Заповедные и охраняемые территории. Охрана видов включенных в Красную книгу.

2(2)

17.   

Биологическое разнообразие. Проблемы сохранения биологического разнообразия.

Проблемы современной экологии животных и растений. Механизмы поддержания биоразнообразия животного и растительного мира

Растительный и животный мир городов. Экологические проблемы. Паразитарное загрязнение городов.

4(2)

18.   

Методы исследований по экологии животных, растений

Программа эколого-фаунистических исследований. Цели задачи полевых исследований. Полевая документация. Основные методы исследований по экологии. Методика биологической обработки и изучения беспозвоночных и позвоночных животных.

Основные методы сбора, изучения и обработки полевого материала Экологическая оценка структуры и функционирования экосистем. Методы учета численности беспозвоночных и позвоночных животных, растений.

Биоиндикация и биотестирвание. Уровни биоиндикации. Средства и методы биоиндикации. Токсичность среды и ее характеристика.

Биоиндикационные методы в водных экосистемах и наземных экосистемах

8 (2)

19.   

Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Общий обзор организма человека.

Анатомия человека как наука. Методы изучения анатомии.

Опорно-двигательная система. Скелет и его части, функции скелета. Кость как орган. Развитие костей, их классификация. Строение скелета человека.

Артрология.

Миология.

Пищеварительная система.

Пищеварение.

Анатомия органов дыхательной системы.

Дыхание.

Мочеполовая система.

Выделение.

Кровеносная система.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Железы внутренней секреции.

Нервная система. Высшая нервная деятельность.

Органы чувств.

20(0)

Всего

96 (22)


3. Учебно-методическая карта дисциплины

            Номера тем, наименования тем и (или) содержания, количество аудиторных часов (лекции, практические (семинарские) занятия, лабораторные занятия и управляемая самостоятельная работа), номера методических средств, учебно-методические материалы и номера форм контроля знаний (в скобках указана информация для заочной формы обучения):

Номер темы

Наименование темы и (или) содержание

Количество аудиторных часов

Номер методического средства

Учебно-методические материалы

Номер формы контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Управляемая самостоятельная работа

1

Биология как наука о жизни и ее значение. Клетка – основная форма организации живых систем.

1.Признаки живых объектов.

2.Определения жизни и их характеристика.

3.Уровни организации жизни.

4.Значение биологии.

2 (1)

– (–)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

1, 2 (–)

1

Биология как наука о жизни и ее значение. Клетка – основная форма организации живых систем.

1.Основные обобщения биологических наук.

2.Дифференциация биологических наук.

  --

2 (0)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

4,5 (4,5)

2

Молекулярные основы жизни.

1.Элементарный химический состав.

2.Буферные системы клетки.

2 (0)

– (–)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

1, 2 (–)

2

Молекулярные основы жизни.

1.Углеводы.

2.Липиды.

3.Белки.

4.Нуклеиновые кислоты.

2 (0)

– (–)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

1, 2 (–)

3

Молекулярные основы жизни.

1.Значение элементарного химического состава.

2.Белки: строение и биологические функции.

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

4,5 (4,5)

4

Структурно-функциональная организация клетки.

1.Строение про- и эукариотических клеток.

2.Органеллы: строение и функции.

2 (0,5)

– (–)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

1, 2 (–)

4

Структурно-функциональная организация клетки.

1.Транспорт веществ через мембраны.

2.Генетический код и его свойства

2 (0,5)

– (–)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

1, 2 (–)

4

Структурно-функциональная организация клетки.

1.Биологические мембраны.

2.Генетический код и его свойства.

--

2 (0)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

4,5 (4,5)

5

Энергетическая система клетки.

1.Строение АТФ.

2.Механизмы образования АТФ.

--

2 (0)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

4, 5 (–)

5

Энергетическая система клетки.

1.Фотосинтез: основные стадии.

2.Хемосинтез и его значение.

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

4, 5 (–)

5

Воспроизведение клетки.

1.Типы деления клеток.

2.Клеточный цикл.

2 (–)

--

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

1, 2 (–)

5

Воспроизведение клетки.

1.Хромосомы, их строение.

2.Кариотип, его видовая специфичность.

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

4, 5 (–)

6

Наследственность и изменчивость организмов.

1.Основные генетические понятия.

2.Законы Менделя.

3.Хромосомная теория наследственности.

2 (0)

--

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

1, 2 (–)

6

Наследственность и изменчивость организмов.

1.Изменчивость и ее виды.

2.Цитоплазматическая наследственность.

2(0)

--

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

4, 5 (–)

6

Наследственность и изменчивость организмов.

1.Причины удач опытов Менделя.

2.Типы взаимодействия генов.

3.Цитоплазматическая наследственность

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1,2  (1,2)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 (4.5)

7

Организм - биологическая система.

1.Понятие онтогенеза.

2.Механизмы интеграции в целостном организме.

3.Онтогенез растений и животных.

2 (0)

0 (2)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 (4.5)

7

Организм - биологическая система.

1.Ткани, органы и системы органов растений.

2.Гормоны растений.

3.Ткани органы и системы органов животных.

4.Гормоны животных.

2 (0)

0 (2)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 (4.5)

7

Организм - биологическая система.

1.Ткани, органы и системы органов животных и растений.

2.Гормоны животных и растений.

– (–)

2 (2)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 (4.5)

8

Эволюция живых систем.

1.Додарвиновский период.

2.Факторы эволюции по Дарвину.

2 (0)

--

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

8

Эволюция живых систем.

1.СТЭ.

1.  2.Видообразование и его способы.

2(0)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

8

Эволюция живых систем.

1.Видообразование и его способы.

2.Прогресс и регресс в биологии.

--

2 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 ( --)

9

Возникновение жизни на Земле и историческое развитие органического мира.

1.Условия возникновения жизни.

2.Основные гипотезы происхождения жизни.

3.Биохимическая и биологическая эволюция

2 (0)

--

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

9

Возникновение жизни на Земле и историческое развитие органического мира.

1.Этапы возникновения жизни.

2.Формирование основных ароморфозов в эволюции животных и растений.

--

2 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 ( --)

10

Многообразие органического мира как результат эволюции.

1.Классификация живых организмов.

2.Бинарная номенклатура и ее значение.

2 (0)

--

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

10

Многообразие органического мира как результат эволюции.

1.Вирусы и бактерии.

2.Грибы. Высшие и низшие растения.

3.Многообразие форм животных.

2 (0)

--

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 ( --)

10

Многообразие органического мира как результат эволюции.

1.Основные царства органического мира.

2.Многообразие форм животных и растений, их адаптации к различным условиям обитания.

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 ( --)

11

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

1.Понятие вида

2.Критерии вида

2 (1)

---

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

11

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

1.Популяционная структура.

2.Параметры популяции.

2 (1)

---

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

11

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

1.Генетика популяции.

2.Динамика численности популяции и ее причины.

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 ( --)

12

Биогеоценотический уровень организации жизни.

1.Биогеоценоз и экосистема.

2.Экологические пирамиды.

3.Агроценоз и его характеристика

2 (0,5)

---

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

12

Биогеоценотический уровень организации жизни.

1.Динамика экосистем.

2.Трофические уровни.

2 (0,5)

--

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

12

Биогеоценотический уровень организации жизни.

1.Цепи и сети питания.

2.Смены экосистем.

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 ( --)

13

Биосфера – высший уровень организации жизни.

1.Понятие биосферы.

2.Компоненты биосферы.

3.Функции живого вещества

2 (1)

---

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

13

Биосфера – высший уровень организации жизни.

1.Возникновение и эволюция биосферы.

2.Условия существования биосферы.

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 ( --)

14

Биотехнология и ее основные направления.

1.Современная и традиционная биотехнология.

2.Значение биотехнологии в экологии

2 (0)

---

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

14

Биотехнология и ее основные направления.

1.Клеточные технологии.

2.Метод культуры клеток и тканей.

2 (0)

---

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

1, 2 (–)

14

Биотехнология и ее основные направления.

1.Общее представление о генной инженерии

2.Клеточные технологии

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3, 4)

4, 5 ( --)

15

Организм и условия его обитания.

1.Экологические факторы среды и их воздействие на живые организмы.

2.Классификация экологических факторов.

2 (0,5)

---

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

15

Организм и условия его обитания.

1.Общие закономерности действия экологических факторов на организм.

2.Абиотические факторы. Важнейшие абиотические факторы и адаптация к ним живых организмов

2 (0,5)

----

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

15

Организм и условия его обитания.

1.Биотические факторы.

2.Типы экологических взаимоотношений, их характеристика

2 (1)

---

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

16

Биология растений. Морфология растений.

1.Морфология вегетативных органов и генеративных органов растений.

2.Характеристика основных семейств цветковых растений

– (–)

2 (1)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

4, 5 (4.5)

16

Экология растений.

1.Экологические группы растений.

2.Составление экологических характеристик цветковых растений.

– (–)

2 (1)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

4, 5 (4.5)

17

Среды жизни. Адаптации животных и растений к неблагоприятным условиям в разных средах жизни.

1.Наземно-воздушная среда. Наземные экосистемы. Атмосфера.

2.Экологические проблемы загрязнения воздушного пространства.

2 (1)

0 (-)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

17

Среды жизни. Адаптации животных и растений к неблагоприятным условиям в разных средах жизни.

1.Почва как среда жизни.

2.Эрозия почв и меры борьбы с ней.

2 (1)

0 (-)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

17

Среды жизни. Адаптации животных и растений к неблагоприятным условиям в разных средах жизни.

1.Водная среда. Экологические зоны в водной среде.

2.Водные экосистемы как жизненная среда.

3.Экологическая классификация гидробионтов

2 (2)

0 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

17

Беспозвоночные водных экосистем.

1.Ознакомление с основными группами водных беспозвоночных.

2.Составление экологических характеристик

– (–)

2 (2)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

4, 5 (4.5)

17

Беспозвоночные наземных экосистем.

1.Ознакомление с основными группами наземных беспозвоночных.

2.Морфофизиологическая характеристика  насекомых. Определительные признаки  основных семейств насекомых

– (–)

2 (2)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

4, 5 (4.5)

17

Экология насекомых.

1.Особенности организации представителей основных экологических групп.

– (–)

2 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

4, 5 (---)

17

Паразитические организмы.

1.Характеристика паразитических организмов. Приспособления к паразитическому образу жизни.

2.Многообразие паразитов. Особенности их организации. Жизненные циклы.

– (–)

2 (2)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

4, 5 (4.5)

18

Экология животных и растений и охрана окружающей среды.

1.Воздействия человека на животный и растительный мир.

2.Антропогенное воздействие на животный мир.

2 (1)

0 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

18

Экология животных и растений и охрана окружающей среды.

1.Синантропные и одичавшие животные. Антропогенное воздействие на растительный Основные формы мир.

2.Экология города. Экологические проблемы урболандшафтов.

2 (1)

0 (0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

18

Экология животных и растений и охрана окружающей среды.

1.Растительный и животный мир городов. Зеленые насаждения в городе.

2.Паразитарное загрязнение городов.

2(2)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

19

Экологические основы биоиндикации. Биоиндикаторы

Биоиндикация и биотестирование.

1.Уровни биоиндикации.

2.Средства и методы биоиндикации

2(0)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

19

Экологические основы биоиндикации. Биоиндикаторы

Биоиндикация и биотестирование.

1.Биоиндикация водных экосистем.

2.Биоиндикация наземных экосистем.

2(0)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

20

Экологические проблемы Республики Беларусь.

1.Национальная система мониторинга окружающей среды Беларуси.

2.Основные экологические группы животных и растений в Беларуси.

3.Основные экологические группы.

2(1)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

20

Экологические проблемы Республики Беларусь.

1.Водные экосистемы республики Беларусь. Основные экологические группы.

2.Заповедные и охраняемые территории. Красная книга. Экологический мониторинг.

3.Чужеродные виды, их экологическое и экономическое значение.

2(1)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

20

Фауна позвоночных животных республики Беларусь.

1.Ознакомление с основными систематическими группами позвоночных животных республики

– (–)

2(0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

21

Биоразнообразие животного и растительного мира Беларуси.

1.Охраняемые территории

2.Красная книга

– (–)

2(0)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

9,10,11,13,14 (9,10,11,13,14)

1, 2 (–)

22

Методы экологических исследований.

1.Основные методы исследований по экологии животных и растительных организмов (фаунистические и флористические исследования).

2.Программа и методики экологических исследований

2(1)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

15.16,17,18Д

1, 2 (–)

22

Методы экологических исследований.

1.Общая характеристика методов сбора.

2.Общая характеристика методов изучения водных организмов.

3.Методы изучения обитателей почвы.

4.Общая характеристика паразитологических исследований

2(1)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2 (–)

15.16,17,18Д

1, 2 (–)

23

Анатомия, физиология и гигиена человека.

1.Науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья.

2.Общий обзор организма человека.

2(0)

 ---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

24

Опорно-двигательная система.

1.Значение опорно-двигательной системы.

2.Строение скелета человека. Соединения костей.

3.Скелетные мышцы, их строение и функции.

4.Основные группы мышц человеческого тела

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

24

Остеология.

1.Скелет и его части. Скелет головы. Скелет туловища.

2.Скелет верхней конечности и нижней конечности

---

---

2(0)

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

24

Артрология.

1.Миология. Виды соединений костей. Соединение костей туловища и черепа.

2.Соединение костей верхней и нижней конечностей.

---

---

2(0)

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

25

Кровь. Кровообращение.

1.Значение крови и кровообращения.

2.Состав крови, плазма, форменные элементы крови, функции.

3.Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены).

4.Сердце, его строение и работа

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

25

Сердечно-сосудистая система.

1.Структурная организация сердечно-сосудистой системы.

2.Сердце. Строение камер сердца. Строение стенки сердца, проводящая система сердца.

3.Сосуды малого и большого кругов кровообращения

---

---

2(0)

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

26

Дыхание.

1.Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции.

2.Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Гигиена дыхания.

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

26

Дыхательная система.

1.Наружный нос. Полость носа. Носоглотка. Гортань: топография, строение.

2.Трахея, бронхи. Лёгкие: их топография, строение, функция

---

---

2(0)

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

27

Пищеварение.

1.Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварительные ферменты, их роль в пищеварении.

2.Строение и функции органов пищеварения.

3.Витамины, их значение для организма

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

27

Пищеварительная система.

1.Обзор и общие принципы строения органов пищеварительной системы.

2.Полость рта. Губы, щеки, твердое и мягкое небо. Зубы молочные и постоянные. Язык. Глотка.

3.Пищевод, желудок

4.Тонкая и толстая кишка.

---

---

2(0)

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

28

Выделение. Развитие человеческого организма.

1.Органы выделительной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевыводящий канал).

2.Почки. Механизм образования первичной и вторичной мочи.

3.Гигиена мочевыделительной системы.

4.Система органов размножения.

5.Органы женской и мужской половой системы.

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

28

Органы мочевой и половой системы.

1.Органы мочевой системы. Почка: топография, строение. Мочеточник, мочевой пузырь.

2.Органы половой системы: внутренние и наружные, их строение и функции.

---

---

2(0)

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

29

Строение и функции кожи. Железы внутренней секреции.

1.Роль кожи в регуляции теплоотдачи.

2.Закаливание организма

.Гормоны и их свойства. Щитовидная железа, надпочечники, гипофиз

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

30

Нервная система.

1.Нервная система, её значение. Центральная и периферическая нервная система.

2.Строение и функции спинного мозга. Головной мозг, его отделы и функции.

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

31

Неврология.

1.Органы чувств. Структурная организация центральной нервной системы.

2.Спинной мозг. Головной мозг. Общий обзор периферической нервной системы.

---

---

2(0)

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

32

Анализаторы и их значение.

1.Строение и функция органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органов слуха.

2. Гигиена слуха. Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса.

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

32

Органы чувств.

1.Общие данные об анализаторах.

2.Классификация органов чувств.

---

---

2(0)

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)

33

Высшая нервная деятельность.

1.Общая характеристика высшей нервной деятельности.

2.Безусловные и условные рефлексы. Торможение условных рефлексов.

3.Высшая нервная деятельность человека, ее сходство и различие с высшей нервной деятельностью животных

2(0)

---

---

---

1, 2 (–)

15,16,17д,18д(15,16,17д,18д)

1, 2 (–)


4. Информационно-методическая часть

            Основные учебно-методические материалы:

1.  Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера. в 3 т. – М.: Мир, 1990

2.  Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология для поступающих в вузы. Учебное пособие./ Под общей редакцией Н.А.Лемезы. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2001

3.  Каменский А.А., Ким А.И. и др. Биология. Высшее образование. М. 2004.

4.  Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

5.  Ченцов Ю.С. Общая цитология. – М.: МГУ, 1995.

6.  Гистология, Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. М., 1989.

7.  Б.Албертс, Д.Брест, Дж.Льюис, М.Рэфф, К.Робертс, Дж.Уотсон. Молекулярная биология клетки. В 3 т.М., Мир, 1994.

8.  П.Зенгбуш Молекулярная и клеточная биология. В 3 т. М., Мир 1982.

9.  Наумов Н.П. Экология животных. М.: Высшая школа,1963.

10.  Макфедьен Э. Экология животных. Цели и методы. М.: Мир,1965.

11.  Двораковский М.С. Экология растений М. Высшая школа 1983

12.  Горышина Т.К. Экология растений. М.1979

13.  Одум Ю. Экология М. 1986 в 2-х т. 1986

14.  Маврищев В.В. Основы экологии Минск, 2000

15.  Анатомия человека. Под. ред. М.Г.Привеса, 2001.

16.  Анатомия человека..  Под. ред. М.Р.Сапина.М.: "Медицина", в 2-х т, 1996.

Дополнительная литература:

1.  Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высш.шк., 1989.

2.  Лопатин И.К. Общая зоология. - М.: Высш.шк., 1984.

3.  Ченцов Ю.С. Общая цитология. - М.:МГУ, 1995.

4.  Шилов И. А. Экология:  М.: Высш. шк., 2000

5.  Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Н.А.Юриной, А.И.Радостиной. М., 1989.

6.  И.В.Алмазов, Л.С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии М.,1978

7.  Биологический энциклопедический словарь. – М., 1989.

8.  Радкевич В.А. Экология: Учебник. 3-е изд. – Мн.: Высш.шк., 1997.

9.  Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2 т. М.; Мир, 1990.

10.  Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Наука, 1989.

11.  Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека:  В 4-х т. - М.: "Медицина", 1990.

12.  Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека.- Мн.: Выш. шк., 1996.

13.  Кашкаров Д.И. Основы экологии животных. М.: Наука, 1945.

14.  Элтон Ч. Экология животных. М. – Л., 1934.

15.  Фасулати К. К. Полевое изучение наземных беспозвоночных. М.: Высшая школа. 1961

16.  Новиков Т.А. Полевые исследования экологии наземных позвоночных животных М .Наука 1949

17.  Денисова С.И. Полевая практика по экологии Минск 1999

18.  Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. Под ред. Р. Шуберта. М. 1998

Наименования и виды методических средств:

№ п.п.
Наименование или назначение
Вид

1.   

Наглядные материалы

Слайды, слюды

2.   

Проекционная техника

Диапроектор,

Эпидиаскоп

Мультимедийная система

3.   

Коллекционный материал

Коллекции моллюсков, насекомых

4.   

Оптика

Лупы

Бинокуляры

Микроскопы

5.   

Живые культуры

Культуры простейших

                        Формы контроля знаний:

п / п

Форма

1.   

Выборочный контроль на лекциях

2.   

Проверка конспектов лекций студентов

3.   

Проведение контрольных работ на потоке

4.   

Сдача коллоквиума перед проведением практических занятий

5.   

Собеседование при защите отчетов по практическим занятиям

Похожие материалы

Информация о работе