Лабораторная работа № 2
Градуировка термопар и термометров
сопротивления
по реперным точкам термодинамической шкалы
Цель работы: 1) ознакомиться с приемами градуировки лабораторных контактных температурных датчиков индивидуального изготовления по основным "реперным" точкам международной практической температурной шкалы (МПТШ–90), опирающимся на тщательно изученные и легко воспроизводимые значения температуры фазовых переходов некоторых химически чистых веществ (азот, вода и др.);
2. Отградуировать свои, изготовленные в первой работе температурные датчики (термопару и термометр сопротивления) по температурным точкам кипения жидкого азота, возгонки "сухого льда" и плавления водяного льда.
Для проведения градуировки по реперным температурным точкам необходимы лабораторный стенд, сосуд Дьюара с жидким азотом, а также сосуды с “сухим льдом”, смесью воды и льда. В дополнение к ним желательно иметь еще и сосуд с кипящей дистиллированной водой.
Напомним, что в сосуде Дьюара со свежим жидким воздухом сначала выкипает азот, сохраняющий температуру 77,36 К (– 195,79 °С). Затем постепенно начинает выкипать кислород, поэтому температура кипения воздуха постепенно повышается до 90,19 К (– 182,96 °С). "Сухой лед" сублимирует (испаряется) в сосуде Дьюара при 194,67 К (– 78,48 °С). Смесь дистиллированной воды и льда при нормальном атмосферном давлении сохраняет температуру 273,15 К (0 °С). Дистиллированная вода в условиях нормального атмосферного давления (101,32 кПа) кипит при температуре 373,15 К (100 °С). Температуру ячейки с дюралевым ядром рекомендуется определять по показаниям лабораторного ртутного термометра, который находится в лабораторном помещении.
1. Получить у лаборанта или преподавателя лабораторный стенд, соединительный кабель для подключения к электросети, температурные датчики (две термопары и термометр сопротивления), изготовленные собственноручно в первой лабораторной работе.
2. Установить лабораторный стенд на рабочее место.
3. Вставить одну из вилок RJ-45 соединительного кабеля в разъем “Ethernet” контроллера. Вилку соединительного кабеля необходимо вставлять аккуратно, без усилия, до щелчка.
4. Вставить вторую вилку RJ-45 соединительного кабеля в компьютерную розетку RJ-45, находящуюся на стене рядом с электрической розеткой. Вилку соединительного кабеля необходимо вставлять аккуратно, без усилия, до щелчка.
5. Подключить градуируемые датчики (ТП и ТС) к соответствующим гнездам блока “холодных спаев” лабораторного стенда. Термопары могут подключаться к разъемам 1 – 4, а термометр сопротивления – к разъемам 5 или 6, (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Гнезда блока "холодных спаев"
6. Рабочие концы датчиков разместить в глухих отверстиях дюралевого стерженька. Поместить его в тонкостенную полиэтиленовую пробирку и вставить ее в сосуд-термостат с массивным металлическим стаканом, см. рис. 2.2.
Рис. 2.2.
7. Вставить вилку сетевого шнура контроллера в электрическую розетку.
8. Включить питание контроллера. После включения питания на дисплее контроллера высветится меню “Исходные параметры”, представленное на рис. 2.3. По умолчанию в памяти контроллера установлен номер работы “1”, поэтому его в данной работе следует исправить на “2”. Для изменения номера работы следует нажать (пальцем или тупым концом шариковой ручки) на соответствующую строку сенсорного экрана.
Исходные параметры |
Номер работы 1 |
ДАЛЕЕ |
Рис. 2.3.
9. Нажать командную строку “ДАЛЕЕ”. На дисплее появится “Главное меню”, как это показано на рис. 2.4.
Главное меню |
Эксперимент |
Градуировка |
Настройка каналов |
Передача данных |
Системные установки |
Настройка Ethernet |
Рис. 2.4.
10. Нажать строку “Градуировка” в главном меню (рис. 2.4). На экране высветится меню “Параметры <Градуировка>”, представленное на рис. 2.5.
Параметры <Градуировка> |
|
Номер опыта 1 |
|
t (шаг), с 5 |
|
N (число шагов) 20 |
|
Тфп, К 273.15 |
|
ОТМЕНА |
ВВОД |
Рис. 2.5.
11. Задать параметры опыта: номер опыта; интервал t между измерениями (в секундах); число шагов N. Рекомендуемые значения t и N указаны на рис. 2.5. В дальнейшем номер последующего опыта в данной работе будет изменяться самостоятельно.
12. Установить значение температуры фазового перехода для используемого реперного вещества (в кельвинах), согласно табл. 2.1.
Таблица 2.1
Вещество |
, К |
Жидкий азот |
77,36 |
“Сухой лед” |
194,67 |
“Вода-лёд” |
273,15 |
Кипящая вода |
373,15 |
13. Под присмотром преподавателя или лаборанта заполнить свободный сосуд стенда реперным веществом (жидкий азот, “сухой лёд”, смесь воды и льда, кипящая дистиллированная вода).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.