Исследование тепловой проводимости и эффективной теплопроводности теплозащитной оболочки (Лабораторная работа № 7), страница 3

Целью опыта является определение проводимости K(Т) теплозащитной оболочки, которая окружает образец и служит "постоянной" ячейки в условиях теплообмена образца с кипящим азотом.

Для проведения опыта студенту предстоит выполнить целый ряд промежуточных операций.

1. Получить у лаборанта или преподавателя лабораторный стенд, соединительный кабель, температурные датчики (три термопары), изготовленные в первой лабораторной работе.

2. Установить лабораторный стенд на своё рабочее место.

3. Вставить одну из вилок RJ-45 соединительного кабеля в разъем “Ethernet” контроллера. Вилку соединительного кабеля необходимо вставлять аккуратно, без усилия, до щелчка.

4. Вставить вторую вилку RJ-45 соединительного кабеля в компьютерную розетку RJ-45, находящуюся на стене рядом с электрической розеткой. Вилку соединительного кабеля необходимо вставлять аккуратно, без усилия, до щелчка.

5. Подключить температурные датчики к соответствующим гнездам блока “холодных спаев” лабораторного стенда. Напоминаем, что термопары могут подключаться только к разъемам 1 – 4.

6. Вставить вилку сетевого шнура контроллера в электрическую розетку.

7. Включить питание контроллера. После включения питания на дисплее контроллера высвечивается меню “Исходные параметры”. По умолчанию в памяти контроллера установлен номер работы “1”, поэтому его следует исправить.

8. Нажать командную строку “ДАЛЕЕ”. На дисплее появляется “Главное меню”. В подменю «Эксперимент» следует задать параметры опыта: номер опыта; интервал между измерениями – 2 секунды; число шагов – 200. Следует помнить, что номер опыта изменяется автоматически.

9. Установить значение температуры  фазового перехода для используемого вещества (в кельвинах), согласно табл. 7.2.1.

Таблица 1.2.1

Вещество

, К

Жидкий азот

77,36

“Сухой лед”

194,67

“Вода-лёд”

273,15

Кипящая вода

373,15

10. Под присмотром преподавателя или лаборанта заполнить свободный сосуд-термостат стенда жидким азотом (на две трети высоты его внутреннего стакана).

11. Плотно закрыть ячейку специальной крышкой.

12. Через специальное отверстие в крышке опустить вторую термопару (ТП-2) в ячейку с жидким азотом таким образом, чтобы ее рабочий конец был погружен в вещество на 20…30 мм, но не касался дна или стенок сосуда. Третью термопару (ТП-3) следует разместить в одном из отверстий дюралевого ядра во втором сосуде-термостате.

13. Выбрать для первого опыта стерженек из меди, удельная теплоемкость которой хорошо изучена, измерить его диаметр, высоту и массу.

14. Вставить в отверстие медного стерженька образцовую термопару (ТП-1), защемить ее куском спички или зубочистки в ампулу и вставить стерженек в гнездо тепловой ячейки (пробирки-ампулы), защищенной в своей нижней части теплозащитным стаканом из пенопласта.

15. Взять тепловую ячейку с медным образцом за верхнюю кромку и опустить в сосуд с жидким азотом, а затем без промедления начать опыт,  нажав “ВВОД” в меню “Эксперимент”.

В процессе опыта контроллер автоматически производит опрос температурных датчиков, при этом каждое измерение сопровождается одиночным звуковым сигналом. После окончания опыта контроллер выдает продолжительный звуковой сигнал.

16. По окончании опыта нажать крестик в правом верхнем углу меню “ Эксперимент”, после чего на экране появляется “Главное меню”

17. Передать экспериментальные данные проведенного опыта в базовый компьютер. Для этого следует нажать в главном меню строку “Передача данных”.

Внимание! Контроллер сохраняет в памяти данные только одного опыта, поэтому не забывайте передавать данные на базовый компьютер после каждого опыта.