зацеплении суммарная сила, действующая на вал в плоскости YOZ, определяется по формуле:
F2 = 2 * T / (D2 * cos a2 );
F2 = 2 * 186,0 / (0,217 * cos 20) = 1824,3H.
Для определения проекций суммарной силы на координатные оси найдем углы, зависящие от направления вращения вала (против часовой стрелки), и ведущего колеса (левого):
g1 = 90 + a1 = 90 + 20 = 110;
g2 = 270 - a2 = 270 - 20 = 250.
Тогда проекции на координатные оси определятся по следующим формулам, с учетом угла наклона нормали к точке зацепления:
Fxoy1 = F1 * sin (g 1 + j 1 ) = 1999,4 * sin (110 + 90) = -683,8H;
Fxoz1 = F1 * cos (g 1 + j 1 ) = 1999,4 * cos (110 + 90) = -1878,8H;
Fxoy2 = F2 * sin (g 2 + j 2 ) = 1824,3 * sin (250 + 270) = 623,9H;
Fxoz2 = F2 * cos (g 2 + j 2 ) = 1824,3 * cos (250 + 270) = -1714,29H.
Определение реакций опор
Найдем реакции опор, возникающие в вертикальной плоскости XOY.
х = а + b + c: -Fy1 * (b + c) + Mxoy1 - Ry1 * (a + b + c) - Fy2 * c + Mxoy2 = 0, откуда
Ry1 = (-Fy1 * (b + c) + Mxoy1 - Fy2 * c + Mxoy2) / (a + b + c),
Ry1 = (-(-683,8) * (0,08 + 0,14) + 0,0 - 623,9 * 0,14 + 0,0) / (0,19 + 0,08 + 0,14) = 153,87H;
х = 0: Fy1 * a + Mxoy1 + Fy2 * (a + b) + Mxoy2 + Ry2 * (a + b + c) = 0, откуда
Ry2 = (-Fy1 * a - Mxoy1 - Fy2 * (a + b) - Mxoy2) / (a + b + c),
Ry2 = (-(-683,8) * 0,19 - 0,0 - 623,9 * (0,19 + 0,08) - 0,0) / (0,19 + 0,08 + 0,14) = -94,0H;
Проверим при x = a::
-Ry1 * a + Fy2 * b + Mxoy2 + Ry2 * (b + c) + Mxoy1 = 0
-153,9 * 0,19 + 623,9 * 0,08 + 0,0 + (-94,0) * (0,08 + 0,14) + 0,0 = 0
Проверка сходится, значит реакции в плоскости XOY посчитаны верно.
Найдем реакции опор, возникающие в горизонтальной плоскости XOZ.
х = а + b + c: -Fz1 * (b + c) + Mxoz1 - Rz1 * (a + b + c) - Fz2 * c + Mxoz2 = 0, откуда
Rz1 = (-Fz1 * (b + c) + Mxoz1 - Fz2 * c + Mxoz2) / (a + b + c),
Rz1 = (-(-1878,8) * (0,08 + 0,14) + 0,0 - (-1714,3) * 0,14 + 0,0) / (0,19 + 0,08 + 0,14) = 1593,5H;
х = 0: Fz1 * a + Mxoz1 + Fz2 * (a + b) + Mxoz2 + Rz2 * (a + b + c) = 0, откуда
Rz2 = (-Fz1 * a - Mxoz1 - Fz2 * (a + b) - Mxoz2) / (a + b + c),
Rz2 = (-(-1878,8) * 0,19 - 0,0 - (-1714,3) * (0,19 + 0,08) - 0,0) / (0,19 + 0,08 + 0,14) = 1999,58H;
Проверим при x = a::
-Rz1 * a + Fz2 * b + Mxoz2 + Rz2 * (b + c) + Mxoz1 = 0
-1593,5 * 0,19 + (-1714,3) * 0,08 + 0,0 + 1999,6 * (0,08 + 0,14) + 0,0 = 0
Проверка сходится, значит реакции в плоскости XOZ посчитаны верно.
Расчет моментов
Плоскость XOY
Mxoy(X = 0) = ;
Mxoy(X = 0) = = 0,0Н*м;
Mxoy(X = a) = Ry1 * a;
Mxoy(X = 0,19) = 153,9 * 0,19 = 29,2Н*м;
Mxoy(X = a + b) = Ry1 * (a + b) - Mxoy1 - Fy1 * b;
Mxoy(X = 0,19 + 0,08) = 153,9 * (0,19 + 0,08) - 0,0 - (-683,8) * 0,08 = -13,2Н*м;
Mxoy(X = a + b + c) = 0;
Mxoy(X = 0,19 + 0,08 + 0,14) = 0 = 0,0Н*м;
Плоскость XOZ
Mxoz(X = 0) = ;
Mxoz(X = 0) = = 0,0Н*м;
Mxoz(X = a) = Rz1 * a;
Mxoz(X = 0,19) = 1593,5 * 0,19 = 302,8Н*м;
Mxoz(X = a + b) = Rz1 * (a + b) - Mxoz1 - Fz1 * b;
Mxoz(X = 0,19 + 0,08) = 1593,5 * (0,19 + 0,08) - 0,0 - (-1878,8) * 0,08 = 279,9Н*м;
Mxoz(X = a + b + c) = 0;
Mxoz(X = 0,19 + 0,08 + 0,14) = 0 = 0,0Н*м;
Суммарный изгибающий момент
Ms(X = 0) = 0,0 Н*м;
Ms(X = a) = 304,2 Н*м;
Ms(X = a + b) = 280,3 Н*м;
Ms(X = a + b + c) = 0,0 Н*м;
Расчет на усталостную прочность
Расчет на усталостную прочность ведется по длительно действующим нагрузкам, повторяемость которых должна быть не менее 103 … 104 циклов за весь срок службы.
При определении опасных сечений вала в расчетах на усталостную прочность за критерий напряженности принимаем величину условных суммарных амплитудных напряжений с учетом концентрации напряжений.
,
где Ks – некоторое среднее значение коэффициента концентрации напряжений, величина которого принимается независимо от материала вала, Ма – наибольший суммарный изгибающий момент, Н×м, Та – крутящий момент.
Сечения, в которых sas имеет наибольшую величину или отличается от наибольшей не более чем на 30%, являются опасными и подлежат расчету на усталостную прочность. Кроме того, расчету на усталостную прочность подлежат сечения и с максимальной концентрацией напряжений.
Создаваемые нагрузками амплитудные напряжения при изгибе равны:
;
где – суммарный изгибающий момент, – коэффициент динамической нагрузки, KFV – динамический коэффициент, учитывающий ударные нагрузки в зубьях колес, расположенных на валу; – момент сопротивления при изгибе.
Среднее напряжение равно , где Fa – осевая нагрузка, Н; А – площадь поперечного сечения вала, м2.
Касательные напряжения для реверсивных валов принимают изменяющимися по пульсирующему циклу ta = T × (1 + j) / (2 × Wp), ), tm = 0, а для нереверсивных валов принимают изменяющимися по циклу
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.