Проектировочный расчет служит для предварительного определения размеров колес по заданным основным характеристикам передачи. Основные характеристики определяются на стадии кинематического расчета и расчета нагрузок. В процессе определяется минимально допустимый модуль на контактную выносливость зубьев и выносливость по изгибу. Больший из двух модуль округляют до большего стандартного. Причем модуль передач одной кинематической группы обычно определяют одинаковым. Полученные в проектировочном расчете параметры колес могут быть в процессе проектирования несколько изменены в большую или меньшую сторону. Проектировочный расчет служит только для предварительного определения размеров колес и требует проведения проверочных расчетов на контактную выносливость и выносливость зубьев при изгибе. На рисунке 4.3 представлена таблица исходных данных для проектировочного расчета передачи.
Результаты расчета представлены в таблице 4.2:
Таблица 4.2 – Результаты расчета передачи 1.
Передача 1 |
|
Модуль при расчете на контактную выносливость, мм |
1,4408 |
Модуль при расчете на изгибную прочность, мм |
1,9473 |
Стандартный модуль, мм |
2 |
Межосевое расстояние, мм |
104 |
Делительный диаметр колеса, мм |
98 |
Делительный диаметр шестерни, мм |
110 |
Ширина венца, мм |
20 |
На рисунке 4.4 представлена таблица исходных данных для проверочного расчета передачи.
Результаты расчета представлены в таблице 4.3 и 4.4:
Таблица 4.3 – Результаты проверочного расчета передачи 1.
Передача 1 |
||
1 |
Модуль, мм |
3.5 |
2 |
Ширина венца, мм |
35 |
3 |
Межосевое расстояние, мм |
182 |
4 |
Делительный диаметр шестерни, мм |
80.5 |
5 |
Делительный диаметр колеса, мм |
283.5 |
6 |
Основной диаметр шестерни, мм |
75.6453 |
7 |
Основной диаметр колеса, мм |
266.4029 |
8 |
Диаметр вершин зубьев шестерни, мм |
87.5 |
9 |
Диаметр вершин зубьев колеса, мм |
290.5 |
10 |
Делительный угол профиля в торцевом сечении, град |
20 |
11 |
Коэффициент осевого перекрытия |
0 |
12 |
Осевой шаг, мм |
0 |
13 |
Высота зуба, мм |
7.875 |
14 |
Окружная скорость, м/с |
6.3756 |
Таблица 4.3 – Результаты проверочного расчета передачи 2.
Передача 2 |
||
1 |
Модуль, мм |
3.5 |
2 |
Ширина венца, мм |
35 |
3 |
Межосевое расстояние, мм |
182 |
4 |
Делительный диаметр шестерни, мм |
171.5 |
5 |
Делительный диаметр колеса, мм |
192.5 |
6 |
Основной диаметр шестерни, мм |
161.1573 |
7 |
Основной диаметр колеса, мм |
180.8908 |
8 |
Диаметр вершин зубьев шестерни, мм |
178.5 |
9 |
Диаметр вершин зубьев колеса, мм |
199.5 |
10 |
Делительный угол профиля в торцевом сечении, град |
|
11 |
Коэффициент осевого перекрытия |
0 |
12 |
Осевой шаг, мм |
0 |
13 |
Высота зуба, мм |
7.875 |
14 |
Окружная скорость, м/с |
6.3756 |
4.4.2 Расчет ременной передачи
Расчет проводим в программе КОМПАС. При помощи конструкторской библиотеки. Выбираем клиноременную передачу.
Вводим исходные данные для проектного расчета (рисунок 4.5), затем выбираем вкладку расчет, появляется окно, содержащее список клиноременных передач с необходимыми размерами. Выбираем ремень ГОСТ 1284.1-89 (рисунок 4.6). Затем выводим на экран результаты расчета (таблица4.4).
Рис. 3.5 Геометрические параметры ременной передачи.
В зависимости от частоты вращения меньшего шкива и передаваемой мощности выбираем сечение клинового ремня А.
Рисунок 4.5 - Исходные данные.
Рисунок 4.6 – Список подобранных передач.
Таблица 4.4 – Результаты расчета.
5.1 Выбор материала и предварительный расчет диаметра
Для валов выберем среднеуглеродистую сталь 45, термообработка – улучшение.
При эскизном проектировании, когда размерные параметры валов еще не известны, разработка их конструкции начинается с приближенной оценки диаметров, исходя из условия прочности только на кручение:
, (5.1)
где - номинальный крутящий момент на конце вала (Н м),
[t] = (15¼20) МПа – условное допускаемое напряжение при кручении.
- минимальный допустимый диаметр вала коробки скоростей.
5.2 Выбор основных размеров шпинделя
При конструировании шпинделя рекомендуется соблюдать следующие соотношения между основными размерами:
(5.2)
А также следует учитывать, что минимальная толщина стенки полого вала не должна выходить за пределы порядка 6…8 мм.
Материал шпинделя – сталь 20Х с цементацией и закалкой до твердости 56…60 HRC.
6.1. Расчет вала
Автоматизированный расчет проводим в программе «Расчет вала». Расчеты приведены на рисунках 6.1. – 6.17.
Рисунок 6.1 - Фронтальный вид.
Рисунок 6.2 - Расчет сил в зацеплении и проецирование нагрузок на оси координат.
Рисунок 6.3 - Расчет сил в зацеплении и проецирование нагрузок на оси координат
в плоскости XOY.
Рисунок 6.4 - Расчет сил в зацеплении и проецирование нагрузок на оси координат
в плоскости XOZ.
Рисунок 6.5 - Расчет сил в зацеплении и проецирование нагрузок на оси координат
в плоскости XOZ.
Рисунок 6.6 - Расчет сил в зацеплении и определение реакций в опорах.
Рисунок 6.7 - Поперечное сечение.
Рисунок 6.8 - Выбор материала из базы данных.
Рисунок 6.9 - Эпюры моментов.
Рисунок 6.10 – Эскизная компоновка вала.
Рисунок 6.11 – Расчет вала коробки скоростей на усталостную прочность в первом опасном сечении.
Рисунок 6.12 – Расчет вала коробки скоростей на усталостную прочность во втором опасном сечении.
Рисунок 6.13 – Расчет вала коробки скоростей на усталостную прочность в третьем опасном сечении.
Рисунок 6.14 – Расчет вала коробки скоростей на усталостную прочность в четвертом опасном сечении.
Рисунок 6.15 – Расчет вала коробки скоростей на усталостную прочность в пятом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.