5. 2. Проверочный расчет валов
Для упрощения расчетов, подвергнем проверочному расчету вал, находящийся перед шпинделем, как самый нагруженный. Проверим его на усталостную прочность и жесткость.
5.2.1. Выбор расчетной схемы и определение расчетных нагрузок
Проверке подвергается наихудший вариант нагружения вала, выявить который заранее не представляется возможным. Поэтому ведем расчет при всех случаях нагружения, при этом будет представлен расчет при зацеплении 1-1 (первое зацепление неподвижных колес и первое зацепление блока зубчатых шестерен), а остальные результаты сведены в табл.5.1.
Составим схему сил, действующих на вал (рис. 5.1) и определим их значения.
Значения сил в зацеплении первой зубчатой передачи определим по формулам (5.2),(5.3) и (5.4).
Окружная сила в первом зацеплении ; (5.2)
Радиальная сила в первом зацеплении (5.3)
Результирующая сила ; (5.4)
Рис. 5.1. Схема сил, действующих на вал
Окружная сила во втором зацеплении
Радиальная сила во втором зацеплении
Результирующая сила .
Построим расчетную схему вала. Для этого составим схемы нагружения вала в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и наметим опасные сечения (рис. 5.2).
Рассмотрим силы и моменты, действующие в плоскости ZOY, и определим реакции в опорах:
SМА = Qz×0,044 - Sz×(0,044+0,188) + Bz×0,375 = 0,
SМB = -Qz×(0,375-0,044) + Sz×0,143 - Az×0,375 = 0,
Проведем проверку:
SZ = Qz - Sz + Аz + Bz = 178,6 – 604,58 + 72,91 + 353,07 = 0;
Изгибающий момент для наиболее опасного сечения:
Мzох = Bz×0,143 = 353,07×0,143 = 50,49 Н×м.
Рассмотрим силы и моменты, действующие в плоскости YOX, и определим реакции в опорах:
SМА = QY×0,044 + SY×(0,044+0,188) – BY×0,375 = 0,
SМB = QY×(0,375-0,044) + SY×0,143 – AY×0,375 = 0,
Проведем проверку:
SY = -QY - SY + АY + BY = -65,00 – 220,05 + 143,76 + 141,29 = 0;
Изгибающий момент для наиболее опасного сечения:
Мyох = By×0,143 = 143,76×0,143 = 20,56 Н×м.
Суммарный изгибающий момент можно найти, как
, (5.5)
Суммарный момент, действующий на вал:
Таблица 5.1 Реакции опор и расчетные нагрузки
Qz, Н |
Sz, Н |
Qy, Н |
Sy, Н |
Az, Н |
Bz, Н |
Ay, Н |
By, Н |
Mzox, Н×м |
Mxoy, Н×м |
Mи, Н×м |
Мкр, Н×м |
МS, Н×м |
|
1-1 |
178,6 |
604,6 |
65 |
220,1 |
72,9 |
353,1 |
141,3 |
143,8 |
50,5 |
20,6 |
54,5 |
43,53 |
69,76 |
2-1 |
254,7 |
604,6 |
92,7 |
220,1 |
50,9 |
299 |
149,3 |
163,5 |
42,8 |
23,4 |
48,7 |
43,53 |
65,34 |
3-1 |
208,4 |
604,6 |
75,8 |
220,1 |
126,6 |
269,6 |
121,7 |
174,2 |
38,6 |
24,9 |
45,9 |
43,53 |
63,25 |
1-2 |
178,6 |
354,0 |
65 |
128,8 |
-98,2 |
273,5 |
79,0 |
114,8 |
17,2 |
7,2 |
18,7 |
43,53 |
47,37 |
2-2 |
254,7 |
353,9 |
92,7 |
128,8 |
-120,2 |
219,4 |
87,0 |
134,5 |
13,8 |
8,5 |
16,2 |
43,53 |
46,45 |
2-3 |
208,4 |
353,9 |
75,8 |
128,8 |
-44,5 |
190 |
59,5 |
145,2 |
12,0 |
9,2 |
15,1 |
43,53 |
46,06 |
Результаты расчета показали, что схема зацепления 1-1 является наихудшим вариантом нагружения вала, поэтому дальнейшие расчеты проводим именно по этой схеме.
Конструктивная и расчетная схемы вала представлена на рис. 5.2. Построим эпюры изгибающих моментов, суммарного изгибающего момента и крутящего момента. Для этого намечаем опасные сечения I-I, II-II и III- III. Определим изгибающий момент в этих сечениях:
МzохI = Az×0,044 = 72,91×0,044 = 3,21 Н×м.
МzохII = Az×(0,044+0,153) + Qz×0,153 = 72,91×(0,044+0,153) + 178,6×0,153 = 41,69 Н×м.
МzохIII = Bz×0,143 = 353,07×0,143 = 50,49 Н×м.
МyохI = Ay×0,044 = 141,29×0,044 = 6,22 Н×м.
МyохII = Ay×(0,044+0,153) – Qy×0,153 = 141,29×(0,044+0,153) + 65×0,153 = 17,89 Н×м.
МyохIII = By×0,143 = 143,76×0,143 = 20,56 Н×м.
Суммарный изгибающий момент:
Суммарный момент, действующий на вал:
Рис. 5.2. Конструктивная и расчетная схемы вала
Сечение II- II и III- III являются наиболее опасными, поэтому далее расчет ведем только для этих сечений.
5.2.2. Расчет валов на усталостную прочность
Расчет на усталостную прочность сводится к определению коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях и сравнению их с допускаемыми.
При совместном действии напряжений кручения и изгиба запас сопротивления усталости определяют по формуле 5.6.
, (5.6)
где – запас сопротивления усталости только по изгибу, (5.7)
– запас сопротивления усталости только по кручению, (5.8)
где sа и tа – амплитуды переменных составляющих циклов напряжений,
sm = 0 и tm = tа – постоянные составляющие;
Кd = 0,58 и КF = 0,8 – масштабный фактор и фактор шероховатости.
ys и yt – коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости.
Определим запас сопротивления усталости в сечении II-II.
, (5.9)
; (5.8)
ys = 0,15 и yt = 0,1 – коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости;
Кs = 1,9 и Кt = 1,4 – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении;
Определим запас сопротивления усталости в сечении III-III.
,
;
ys = 0,15 и yt = 0,1 – коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости;
Кs = Кt =1 при расчете по внутреннему диаметру шлицов;
5.2.3. Расчет на жесткость
При расчете на жесткость необходимо соблюдение неравенств [1]:
y £ [y]; (5.9)
q £ [q], (5.10)
где y, [y] – прогибы сечения вала, расчетный и допускаемый, мм; q, [q] – угол поворота вала в подшипнике, расчетный и допускаемый, рад.
Допускаемые значения прогиба и угла поворота
[y] = (0,01…0,03)m, где m – модуль зацепления.
[q] = 0,005 рад.
Рис. 5.3. Расчетная схема угла поворота и прогиба вала
Значения прогиба, угла поворота под шестерней и угла поворота вала в подшипнике можно определить из приближенных зависимостей:
(5.11)
где Е = 2,1×105 Н/мм2 – модуль упругости;
– полярный момент инерции сечения вала.
Определим значение прогиба в опасном сечении III по формуле 5.11.
;
Сравниваем полученное значение с допустимым значением прогиба:
;
Значения угла поворота под шестерней:
Значение угла поворота вала в опорах А и В занесем в табл
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.