Проверочный расчет валов. Проверка подшипников качения. Расчет шлицевых соединений. Проверка прочности шпоночных соединений

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

5. 2. Проверочный расчет валов

Для упрощения расчетов, подвергнем проверочному расчету вал, находящийся перед шпинделем, как самый нагруженный. Проверим его на усталостную прочность и жесткость.

5.2.1. Выбор расчетной схемы и определение расчетных нагрузок

Проверке подвергается наихудший вариант нагружения вала, выявить который заранее не представляется возможным. Поэтому ведем расчет при всех случаях нагружения, при этом будет представлен расчет при зацеплении 1-1 (первое зацепление неподвижных колес и первое зацепление блока зубчатых шестерен), а остальные результаты сведены в табл.5.1.

Составим  схему сил, действующих на вал (рис. 5.1) и определим их значения.

Значения сил в зацеплении первой зубчатой передачи определим по формулам (5.2),(5.3) и (5.4).

Окружная сила в первом зацеплении    ;           (5.2)       

Радиальная сила в первом зацеплении                                                                                                                                                  (5.3)

Результирующая сила ;                                        (5.4)

Рис. 5.1. Схема сил, действующих на вал

Окружная сила во втором зацеплении   

Радиальная сила во втором зацеплении   

Результирующая сила .                                                         

Построим расчетную схему вала. Для этого составим схемы нагружения вала в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и наметим опасные сечения (рис. 5.2).

Рассмотрим силы и моменты, действующие в плоскости ZOY, и определим реакции в опорах:

А = Qz×0,044 - Sz×(0,044+0,188) + Bz×0,375 = 0,

B = -Qz×(0,375-0,044) + Sz×0,143 - Az×0,375 = 0,

Проведем проверку:

SZ = Qz - Sz + Аz + Bz = 178,6 – 604,58 + 72,91 + 353,07 = 0;

Изгибающий момент для наиболее опасного сечения:

Мzох = Bz×0,143 = 353,07×0,143 = 50,49 Н×м.

Рассмотрим силы и моменты, действующие в плоскости YOX, и определим реакции в опорах:

А = QY×0,044 + SY×(0,044+0,188) – BY×0,375 = 0,

B = QY×(0,375-0,044) + SY×0,143 – AY×0,375 = 0,

 

Проведем проверку:

SY = -QY - SY + АY + BY = -65,00 – 220,05 + 143,76 + 141,29 = 0;

Изгибающий момент для наиболее опасного сечения:

Мyох = By×0,143 = 143,76×0,143 = 20,56 Н×м.

Суммарный изгибающий момент можно найти, как

                                                              ,                                           (5.5)

Суммарный момент, действующий на вал:

Таблица 5.1 Реакции опор и расчетные нагрузки

Qz, Н

Sz, Н

Qy, Н

Sy, Н

Az, Н

Bz, Н

Ay, Н

By, Н

Mzox, Н×м

Mxoy, Н×м

Mи, Н×м

Мкр, Н×м

МS, Н×м

1-1

178,6

604,6

65

220,1

72,9

353,1

141,3

143,8

50,5

20,6

54,5

43,53

69,76

2-1

254,7

604,6

92,7

220,1

50,9

299

149,3

163,5

42,8

23,4

48,7

43,53

65,34

3-1

208,4

604,6

75,8

220,1

126,6

269,6

121,7

174,2

38,6

24,9

45,9

43,53

63,25

1-2

178,6

354,0

65

128,8

-98,2

273,5

79,0

114,8

17,2

7,2

18,7

43,53

47,37

2-2

254,7

353,9

92,7

128,8

-120,2

219,4

87,0

134,5

13,8

8,5

16,2

43,53

46,45

2-3

208,4

353,9

75,8

128,8

-44,5

190

59,5

145,2

12,0

9,2

15,1

43,53

46,06

Результаты расчета показали, что схема зацепления 1-1 является наихудшим вариантом нагружения вала, поэтому дальнейшие расчеты проводим именно по этой схеме.

Конструктивная и расчетная схемы вала представлена на рис. 5.2. Построим эпюры изгибающих моментов, суммарного изгибающего момента и крутящего момента. Для этого намечаем опасные сечения I-I, II-II и III- III. Определим изгибающий момент в этих сечениях:

МzохI = Az×0,044 = 72,91×0,044 = 3,21 Н×м.

МzохII = Az×(0,044+0,153) + Qz×0,153 = 72,91×(0,044+0,153) + 178,6×0,153 = 41,69 Н×м.

МzохIII = Bz×0,143 = 353,07×0,143 = 50,49 Н×м.

МyохI = Ay×0,044 = 141,29×0,044 = 6,22 Н×м.

МyохII = Ay×(0,044+0,153) – Qy×0,153 = 141,29×(0,044+0,153) + 65×0,153 = 17,89 Н×м.

МyохIII = By×0,143 = 143,76×0,143 = 20,56 Н×м.

Суммарный изгибающий момент:

Суммарный момент, действующий на вал:

Рис. 5.2. Конструктивная и расчетная схемы вала

Сечение II- II и III- III являются наиболее опасными, поэтому далее расчет ведем только для этих сечений.

5.2.2. Расчет валов на усталостную прочность

Расчет на усталостную прочность сводится к определению коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях и сравнению их с допускаемыми.

При совместном действии напряжений кручения и изгиба запас сопротивления усталости определяют по формуле 5.6.

                                                            ,                                         (5.6)

где  – запас сопротивления усталости только по изгибу,           (5.7)

        – запас сопротивления усталости только по кручению,      (5.8)

где sа и tа – амплитуды переменных составляющих циклов напряжений,

sm = 0 и tm = tа – постоянные составляющие;

Кd = 0,58 и КF = 0,8 масштабный фактор и фактор шероховатости.

ys и yt  – коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости.

Определим запас сопротивления усталости в сечении II-II.

,                                                                         (5.9)

;                                                                        (5.8)

ys = 0,15 и yt = 0,1 – коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости;

Кs = 1,9 и Кt = 1,4 – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении;

Определим запас сопротивления усталости в сечении III-III.

,                                                                                

;                                                                                  

ys = 0,15 и yt = 0,1 – коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости;

Кs = Кt =1 при расчете по внутреннему диаметру шлицов;

5.2.3. Расчет  на жесткость

При расчете на жесткость необходимо соблюдение неравенств [1]:

                                                                          y £ [y];                                                       (5.9)

                                                                          q £ [q],                                                     (5.10)

где y, [y] – прогибы сечения вала, расчетный и допускаемый, мм; q, [q] – угол поворота вала в подшипнике, расчетный и допускаемый, рад.

Допускаемые значения прогиба и угла поворота

[y] = (0,01…0,03)m, где m – модуль зацепления.

[q] = 0,005 рад.

Рис. 5.3. Расчетная схема угла поворота и прогиба вала

Значения прогиба, угла поворота под шестерней и угла поворота вала в подшипнике можно определить из приближенных зависимостей:

                                                    (5.11)

где Е = 2,1×105 Н/мм2 – модуль упругости;

 – полярный момент инерции сечения вала.

Определим значение прогиба в опасном сечении III по формуле 5.11.

 ;

Сравниваем полученное значение с допустимым значением прогиба:

;

Значения угла поворота под шестерней:

Значение угла поворота вала в опорах А и В занесем в табл

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Расчетно-графические работы
Размер файла:
589 Kb
Скачали:
0