Проектирование фрикционного подающего устройства (усилие подачи штанги - 3000 Н, скорость подачи штанги - 1,0 м/с)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Скорость вращения четвертого и пятого валов (скорость вращения валов исполнительных органов):


4. Расчет зубчатых колес редуктора

4.1. Выбор материала для зубчатых колес

Так как в техническом задании нет особых требований к габаритам передачи, но, желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления колес  материал со средними механическими характеристиками.

Быстроходная ступень - сталь 50:

для шестерни термообработка – улучшение, твердость НВш = 230,

для колеса термообработка – улучшение, твердость НВк = 200

Тихоходная ступень - сталь 50:

для шестерни термообработка – улучшение, твердость НВш = 220,

для колеса термообработка – улучшение, твердость НВк = 190.

4.2. Расчет допускаемых контактных напряжений [sH]

Допускаемые контактные напряжения определим по формуле:

,

где  SH - коэффициент безопасности (при улучшении SH =1,1);

sНlimb - предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов (при НВ £ 350  sНlimb = 2HBш + 70);

- коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки. Если рассчитанное значение < 1, то принимается равным единице (КHL=1).

Коэффициент долговечности:

,

где NНО –  базовое число циклов, которое определяется из таблицы 1 [7, с.23];

NHE – эквивалентное число циклов.

,

где  с = 1 – число зацеплений;

n – частота вращения вала;

Ti – текущий крутящий момент,

Tmax – максимальный крутящий момент за цикл,

t=365×L×Kг×24×Kс- суммарное время работы передачи,

где  L – срок службы,

Кг- коэффициент годового использования,

Кс - коэффициент суточного использования.

t=365×1,5×0,2×0,8 24=2102,4 часов.

Быстроходная ступень:

Рассчитаем предел усталостной прочности:

σHlimb(ш) = 2·НВш + 70 = 2·230 + 70 = 530 МПа;

σHlimb(к) = 2·НВк  + 70 = 2·200 + 70 = 470 МПа.

Для шестерни:

Nно = 14×106

 так как результат получился меньше единицы, то принимаем .

.

Для колеса:

Nно = 10×106

 так как результат получился меньше единицы, то принимаем .

.

Тихоходная ступень:

Рассчитаем предел усталостной прочности:

σHlimb(ш) = 2·НВш + 70 = 2·220 + 70 = 510 МПа;

σHlimb(к) = 2·НВк  + 70 = 2·190 + 70 = 450 МПа.

Для шестерни:

Nно = 14×106

NHЕшТ= NHЕкБ=25,75×106, (т.к. расположены на одном валу)

 так как результат получился меньше единицы, то принимаем .

.

Для колеса:

Nно = 10×106

 так как результат получился меньше единицы, то принимаем .

.

4.3. Расчет допускаемых напряжений изгиба.

; [2, c.90-91]

где   - предел выносливости при изгибе (при улучшении   ),

YR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности (при улучшении YR = 1,2),

KFC – коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки (если передача нереверсивная KFС = 1),

– коэффициент долговечности. Если рассчитанное значение   < 1, то принимается равным единице (КFL=1).

NFO – базовое число циклов (для всех сталей NFO = 4×106 ),

NFЕ – эквивалентное число циклов (NFЕ = NНЕ ),

SF – коэффициент безопасности (SF =1,75).

Быстроходная ступень:

Предел выносливости зубьев при изгибе:

sFO(ш)  = 1,8·НВш = 1,8·230 = 414 Мпа;

sFO(к)  = 1,8·НВк = 1,8·200 = 360 МПа.

Эквивалентное число циклов принимаем: NFEш= NHЕш = 81,13×106NFEк= NHЕк = 25,75×106.

Базовое число (для всех сталей): NFО = 4·106.

Для шестерни:

Определим коэффициент долговечности:

так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFL = 1;

Для колеса:

так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFL = 1;

Тихоходная ступень:

Предел выносливости зубьев при изгибе:

sFO(ш) = 1,8·НВш = 1,8·220 = 396 МПа;

sFO(к) = 1,8·НВк = 1,8·190 = 342 МПа.

Эквивалентное число циклов принимаем: NFЕ(ш)Т= NFЕ(к)Б=25,75×106, (т.к. расположены на одном валу)

Базовое число (для всех сталей): NFО = 4·106.

Для шестерни:

Определим коэффициент долговечности

так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFL = 1;

Для колеса:

так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFL = 1;

4.4. Расчет геометрических параметров.

Рис. 5  Кинематическая схема цилиндрической передачи представлена

Быстроходная ступень.

Межосевое расстояние а найдем по формуле:

, [2, c.98]

Так как межосевое расстояние а не определено заданием, но оно тесно связано с диаметрами валков фрикционной передачи, то из технологических соображений принимаем его равным а = 230 мм по ГОСТ 2185 – 66

Принимаем значения коэффициентов:

 yba= 0,25 – ширины венца;

KHb =1,05 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии; KHV =1,05 – динамической нагрузки.

Тогда ширина венца колеса: b2 = yba×a= 0,25×230= 45 мм,

ширина венца шестерни: b1 = b2 +5 =50мм.

модуль m= (0,01…0,02) aпринимаем m =2,5,

суммарное число зубьев: ,

число зубьев шестерни: ;

   колеса: z2 = zå  – z1 = 184 – 45 = 140,

уточняем передаточное отношение: и = z2 / z1 = 140 /45 = 3,11.

Ошибка: 1%

Рассчитаем основные геометрические параметры:

Диаметр шестерни:                   d1=z1×m=45×2,5=112,5 мм

Диаметр колеса:                        d2=z2×m=140×2,5=350 мм

Диаметр выступов шестерни:  da1 = d1+2m = 112,5 + 2×2,5 = 117,5 мм

                                    колеса:   da2 = d2+2m = 350 + 2×2,5 = 355 мм

Диаметр впадин шестерни:      df1 = d1 – 2,5m= 112,5 – 2,5×2,5=106,25 мм

                                    колеса:   df2 = d2 – 2,5m= 350 – 2,5×2,5=343,75 мм

Проверка зубьев колес на контактную выносливость:

; (расчет ведем по колесу)

Т =127,885×103 Н×мм – вращающий момент вала колеса;

 - условие выполняется.

Ошибка по контактным напряжениям получилась очень большая, но так как мы привязаны к межосевому расстоянию и взят материал для изготовления зубчатых колес с такими качествами (Сталь 50 – HB 200) меньше которых зубчатые колеса не изготовляют.

Проверка зубьев колес на изгиб:

;   [2,  c.101 ];

окружное усилие:   

(Т – вращающий момент на валу шестерни);

YF - коэффициент, учитывающий форму зуба.

YF(ш) = 3,6 (при  z1 =45)  

YF(к) = 3,63 (при  z2 =140)    по табл. 4.13 [2, c.101].

Расчет ведем по тому из колес пары (передачи), у которого меньше 

В нашем случае:

Расчет проводим по колесу.

По графику 10.21 [1] ;

По таблице 4.12 [2] .

; 59,004< 246,857 .

Расчетные напряжения изгиба не превышают допустимые.

 - условие выполняется.

Тихоходная ступень.

          Принимаем а = 140 мм

Рассчитаем параметры тихоходной ступени:

Диаметры шестерни и колеса:

Принимаем значения коэффициентов: yba= 0,25 – ширины венца;

KHb = 1,05 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии; KHV = 1,05 – динамической нагрузки.

Тогда ширина венца колеса: b2 = yba×a= 0,25×140= 35мм,

ширина венца шестерни: b1= b2 +5 = 40 мм.

модуль m= (0,01…0,02) aпринимаем m = 1,7,

суммарное число зубьев ,

число зубьев шестерни: ;

                       колеса: z2 = zåz1 = 165 – 47 = 118,

уточняем передаточное отношение: и = z2 / z1 = 118 /47= 2,51.

Ошибка: 0,4%

Рассчитаем основные геометрические параметры:

Диаметр шестерни:                   d1 = 1,7 47 = 79,9 мм

Диаметр колеса:                        d2= 1,7 118 = 200,6 мм

Диаметр выступов шестерни:  da1 = d1+2m = 79,9+2×1,7 =83,3 мм

                                    колеса:   da2 = d2+2m = 200,6+2×1,7 =204 мм

Диаметр впадин шестерни:     df1 = d1 – 2,5m = 79,9 – 2,5×1,7=75,65 мм

                                    колеса:df2 = d2 – 2,5m = 200,6 – 2,5×1,7=196,35 мм

Проверка зубьев колес на контактную выносливость:

; (расчет ведем по колесу)

Т  = 150,4395 ×103 Н×мм – вращающий момент вала колеса;

 - условие выполняется.

Проверка зубьев колес на изгиб:

,

где окружное усилие:  (Т2 – вращающий момент на валу шестерни);

YF  - коэффициент, учитывающий форму зуба;

YF(ш) = YF(к) = 3,6 (при  z1 = 47 z2= 118).

Расчет ведем по тому из колес пары (передачи), у которого меньше

В нашем случае:

Расчет проводим по колесу.

По графику 10.21 [1] ;

По таблице 4.12 [2] .

;   104,924< 234,514.

Расчетные напряжения изгиба не превышают допустимые.

 - условие выполняется.


5. Проектный расчет валов.

Расчетный диаметр выходного конца вала:

 [2, с.296],

где Т – момент на валу;

 – допускаемое напряжение;

τ-1= 0,43·σb  = 268.875 МПа – предел выносливости;

n = 1.5 – коэффициент запаса прочности;

k = 1,5 – коэффициент концентрации напряжения;

Быстроходный вал

.

Так как на валу установлена шпонка, то расчетный диаметр увеличивается на 5%.

Действительный диаметр вылета вала: – принимаем ;

диаметр под подшипник ;

диаметр буртика .

Рис. 6. Быстроходный вал.

Промежуточный вал

,

Так как на валу установлена шпонка, то расчетный диаметр увеличивается на 5%.

Действительный диаметр под подшипник: – принимаем ;

диаметр вала в месте посадки колеса быстроходной передачи ;

диаметр вала в месте посадки шестерни тихоходной передачи ;

диаметры буртика ,

Рис. 7. Промежуточный вал.

Тихоходный вал

,

Так как на валу установлена шпонка, то расчетный диаметр увеличивается на 5%.

Действительный диаметр выходного конца вала: – принимаем ;

диаметр под подшипник ;

диаметр вала в месте посадки колеса ;

диаметр буртика .

Рис. 8. Тихоходный вал.

Содержание:

Техническое задание

Введение

1. Расчет кинематических схем

2. Выбор кинематической схемы

3. Кинематический расчет

4. Расчет зубчатых колес редуктора

4.1. Выбор материала для зубчатых колес

4.2. Расчет допускаемых контактных напряжений [sH]

4.3. Расчет допускаемых напряжений изгиба [sF]

4.4. Расчет геометрических параметров

5. Проектный расчет валов

Список используемой литературы


Список используемой литературы:

1.     Иванов М. Н. Детали машин: Учебник для вузов.  Изд. 3-е, доп. и перераб. – М., «Высш. школа», 1976. – 399 с.

2.  Проектирование механических передач: Учебно-спарвочное пособие

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Детали машин
Тип:
Расчетно-графические работы
Размер файла:
576 Kb
Скачали:
0