результат получился меньше единицы, то принимаем KHL = 1;
Для колеса:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем KHL = 1.
Расчетаем допускаемые контактные напряжения [sH]:
Для шестерни:
Для колеса:
4.2.2 Расчет допускаемых напряжений изгиба
Допускаемые напряжения изгиба найдем по формуле
Для шестерни:
Для колеса:
– коэффициент долговечности,
где NFO – базовое число циклов (для всех сталей NFO = 4×106 ),
NFЕ – эквивалентное число циклов (NFЕ = NНЕ ).
Для шестерни:NFE =98,3 × 106
Для колеса:NFE =35,11 × 106
Рассчитаем коэффициент долговечности KFL:
Для шестерни:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFL = 1;
Для колеса:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFL = 1;
Расчетаем допускаемые напряжения изгиба [sF]:
Для шестерни:
Для колеса:
5. Расчет геометрических параметров передач
5.1 Первая цилиндрическая прямозубая передача (Быстроходная ступень)
рис.5 Кинематическая схема цилиндрической передачи
Принимаем значения коэффициентов:
yba= 0,25 – ширины венца (для быстроходной ступени);
KHb =1,06 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии;
KHV =1,05 – динамической нагрузки.
Межосевое расстояние, аwБ найдем по формуле:
Принимаем по стандарту, аwБ = 315 мм.
Нормальный модуль
mnБ= (0,01…0,02)× аwБ= (0,01…0,02)× 315 = 3,15…6,3 мм.
По стандарту принимаем mnБ = 3,5 мм.
Число зубьев
суммарное
шестерни:
колеса:
Основные размеры шестерни и колеса
диаметр шестерни d1 = z1× mnБ = 36 × 3,5 = 126 мм;
диаметр колеса d2 = z2× mnБ = 144 × 3,5 = 504 мм;
диаметр выступов шестерни: da1 = d1 + 2 × mnБ =126 + 2 × 3,5 = 133мм;
диаметр выступов колеса: da2 = d2 + 2 × mnБ = 504 + 2 × 3,5 = 511мм;
диаметр впадин шестерни: df1 = d1 – 2,5 × mnБ =126 – 2,5 × 3,5 = 117,25мм;
диаметр впадин колеса: df2 = d2 - 2,5 × mnБ = 504 - 2,5 × 3,5 = 495,25мм.
ширина колеса: b2= yba× аwБ= 0,25 × 315 = 78,75 мм;
ширина шестерни: b1= b2+5 =70 + 5 = 83,75мм.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес быстроходной ступени:
При данной скорости назначаем 8-ю степень точности.
Проверим параметры передачи по контактным напряжениям:
Принимаем значения коэффициентов:
KHb =1,06 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии;
KHV =1,05 – динамической нагрузки.
Подставив все известные значения, получим:
- условие выполняется.
Расчетные напряжения не превышают допустимые.
Проверим параметры передачи по напряжениям изгиба:
Коэффициент, учитывающий форму зуба:
YF = 3,80 (при z1 =36) – для шестерни;
YF = 3,60 (при z2 =144) – для колеса.
Расчет выполняем по тому из колёс пары, у которого меньше :
Найденное отношение меньшее для шестерни. Следовательно, дальнейшую проверку проводим для зубьев шестерни.
Окружное усилие:
(Т2 – вращающий момент на валу шестерни);
Принимаем значения коэффициентов:
KFb =1,38 - коэффициент концентрации;
KFV =1,25 – коэффициент динамичности;
Подставив все известные значения, получим:
- условие выполняется.
Расчетные напряжения изгиба не превышают допускаемые.
5.2 Вторая цилиндрическая прямозубая передача (Тихоходная ступень)
Принимаем значения коэффициентов:
yba= 0,4 – ширины венца (для тихоходной ступени);
KHb =1,06 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии;
KHV =1,05 – динамической нагрузки.
Межосевое расстояние, аwБ найдем по формуле:
Принимаем по стандарту, аwТ = 355 мм.
Нормальный модуль
mnТ= (0,01…0,02)× аwБ= (0,01…0,02)× 355 = 3,55…7,1 мм.
По стандарту принимаем mnТ = 5мм.
Число зубьев
суммарное
шестерни:
колеса:
Основные размеры шестерни и колеса
диаметр шестерни d3 = z3× mnТ = 37 × 5 = 185 мм;
диаметр колеса d4 = z4× mnТ = 105 × 5 = 525 мм;
диаметр выступов шестерни: da3 = d3 + 2 × mnТ =185 + 2 × 5 = 195 мм;
диаметр выступов колеса: da4 = d4 + 2 × mnТ = 525 + 2 × 5 = 535 мм;
диаметр впадин шестерни: df3 = d3 – 2,5 × mnТ =185 – 2,5 × 5 = 172,5 мм;
диаметр впадин колеса: df4 = d4 - 2,5 × mnТ = 525 - 2,5 × 5 = 512,5 мм.
ширина колеса: b4= yba× аwБ= 0,4 × 355 = 142 мм;
ширина шестерни: b3= b4+ 10 =142 + 10 = 152мм.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес тихоходной ступени:
При данной скорости назначаем 8-ю степень точности.
Проверим параметры передачи по контактным напряжениям:
Принимаем значения коэффициентов:
KHb =1,06 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии;
KHV =1,05 – динамической нагрузки.
Подставив все известные значения, получим:
- условие выполняется.
Расчетные напряжения не превышают допустимые.
Проверим параметры передачи по напряжениям изгиба:
Коэффициент, учитывающий форму зуба:
YF = 3,80 (при z3 =37) – для шестерни;
YF = 3,60 (при z4 =105) – для колеса.
Расчет выполняем по тому из колёс пары, у которого меньше :
Найденное отношение меньшее для шестерни. Следовательно, дальнейшую проверку проводим для зубьев шестерни.
Окружное усилие:
(Т3 – вращающий момент на валу шестерни);
Принимаем значения коэффициентов:
KFb =1,38 - коэффициент концентрации;
KFV =1,25 – коэффициент динамичности;
Подставив все известные значения, получим:
- условие выполняется.
Расчетные напряжения изгиба не превышают допускаемые.
6. Проектный расчет валов
Быстроходный вал
Рассчитаем допускаемые напряжения кручения:
где n = 1,5 - коэффициент запаса прочности;
k = 1,5 - коэффициент концентрации напряжения;
s-1= 0,43 · sb = 0,43 × 645 = 277,35 МПа – предел выносливости стали при симметричном
цикле изгиба;
σb=645 МПа – предел прочности для стали 55.
Приближенно оцениваем минимальный диаметр вала при [τ] = 71,49 МПа:
По ГОСТ 6636-69 округляем до ближайшего значения минимальный диаметр d = 32 мм;
Длина выходного конца вала l = 1,5 × d = 1,5 ×32 = 48мм;
Значение диаметра под подшипник принимаем равный dп = 45 мм;
Диаметр под ведущей шестерней dk1 = 50мм;
Диаметр буртика: dБ = dп + 10 = 45 + 10 = 55мм.
Промежуточный вал
У промежуточного вала расчетом на кручение определяем диаметр вала под шестерней.
Приближенно оцениваем диаметр вала при [τ] = 71,49 МПа:
По ГОСТ 6636-69 округляем до ближайшего значения диаметр под шестерней, dк3 = 55 мм;
Диаметр вала под зубчатое колесо принимаем dk2 = 55мм;
Значение диаметра под подшипник принимаем равный dп = 50 мм.
Диаметр буртика: dБ = dп + 10 = 50 + 10 = 60мм.
Тихоходный вал
Приближенно оцениваем диаметр вала при [τ] = 71,49 МПа:
По ГОСТ 6636-69 округляем до ближайшего значения минимальный диаметр d = 70 мм;
Длина выходного конца вала l = 1,5 × d = 1,5 ×70 = 105мм;
Значение диаметра под подшипник принимаем равный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.