1. Разработка вариантов принципиальных кинематических схем привода. Выбор наиболее предпочтительной схемы привода.
1.1. Найдем скорость вращения тяговой звездочки конвейера:
, где
ωвых – угловая скорость вращения тяговой звёздочки,
V – скорость конвейера,
r – радиус тяговой звездочки,
n – частота вращения на тяговой звездочке конвейера.
1.2. Найдем необходимую мощность:
, где
Рвых – необходимая мощность двигателя,
F – окружное усилие на тяговой звездочке конвейера.
1.3. Зная синхронные скорости вращения двигателей (1000, 1500, 3000 об/мин) определим общее передаточное отношение привода:
, где
общее передаточное отношение привода,
частота вращения двигателя,
частота вращения рабочего органа.
1.4. Разработаем варианты кинематических схем привода с двухступенчатым редуктором.
Схема 1. (рис.1.1.)
Рисунок 1.1. Кинематическая схема №1.
КПД привода:
Требуемая мощность электродвигателя:
Схема 2.(рис. 1.2.)
Рисунок 1.2. Кинематическая схема №2.
КПД привода:
Требуемая мощность электродвигателя:
Схема 3.(рис. 1.3.)
Рисунок 1.3. Кинематическая схема №3.
КПД привода:
Требуемая мощность электродвигателя:
1.5. Выбор наиболее предпочтительной схемы привода.
Выбираем первую схему.
В этой схеме используется электродвигатель со скоростью вращения
n = 1000 об/мин, который имеет относительно малые габаритные размеры.
КПД данной схемы наибольший и составляет 89,5%.
Прямозубая цилиндрическая передача проста в изготовлении. При ее использовании практически отсутствуют осевые силы, что позволяет применять простые подшипниковые узлы, также с легкостью выполняется условие смазки.
2. Кинематический расчет привода
2.1. Выбор двигателя.
Из таблицы выбираем ближайший по мощности электродвигатель с нормальным пусковым моментом. [1, стр. 390]
4А112МА6У3, имеющий
2.2. Определяем числа оборотов и крутящих моментов на валах.
Число оборотов первого вала:
Число оборотов второго вала:
Число оборотов третьего вала:
Число оборотов четвертого вала:
Момент на первом валу:
Момент на втором валу:
Момент на третьем валу:
Момент на четвертом валу:
3. Расчет зубчатых колес редуктора.
3.1. Выбор материала.
Желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления зубчатых колес сравнительно недорогую сталь 40, при термообработке – нормализация, с твердостью для быстроходной ступени: для шестерни НВбш =140, для колеса НВбк =130, а для тихоходной ступени: для шестерни НВтш =160, для колеса НВек =150. [3,стр.67]
3.2. Расчет допускаемых контактных напряжений.
а) Быстроходная ступень.
Допускаемое контактное напряжение:
[2, стр.167-173]
где - базовый предел контактной выносливости активных поверхностей зубьев; - коэффициент безопасности; - коэффициент долговечности, по контактной выносливости.
Для нормализации предел контактной выносливости ,
Коэффициент долговечности:
где NHO – базовое число циклов; , - эквивалентное число циклов.
где - частота вращения вала, на котором насажена шестерня (колесо); - число колес, одновременно сцепленных с шестерней; - время работы шестерни.
для шестерни;
для колеса;
ч.
где - срок службы в годах, - коэффициент годового использования, - коэффициент суточного использования.
Для шестерни:
Для колеса:
б) Тихоходная ступень.
Для нормализации предел контактной выносливости,
.
Для шестерни с термообработкой - нормализация НВш=160, для колеса с термообработкой - нормализация НВк=150.
для шестерни;
для колеса;
ч.
Для шестерни:
Для колеса:
3.3. Расчет допускаемых напряжений на выносливость при изгибе.
а) Быстроходная ступень.
[2, стр. 173-174]
где - коэффициент безопасности, - предел выносливости при изгибе, - шероховатость поверхности, - коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки, - коэффициент долговечности.
Для колеса:
для шестерни;
для колеса;
(при нормализации)
, где - базовое число циклов, - эквивалентное число циклов.
для шестерни;
для колеса.
Для шестерни:
Так как результат меньше 1, то
Для колеса:
б) Тихоходная ступень.
для шестерни;
для колеса;
, где - базовое число циклов, - эквивалентное число циклов
для шестерни;
для колеса.
Для шестерни:
Для колеса:
3.4. Расчет геометрических параметров передачи.
а) Тихоходная ступень.
В соосном редукторе межосевые расстояния быстроходной и тихоходной ступеней равны Начинают обычно расчет с тихоходной ступени как более нагруженной. [1, стр.17]
Межосевое расстояние:
, где
- передаточное отношение ступени;
Кa =450 (для прямозубых передач);
- наименьшее допускаемое контактное напряжение ступени;
- момент на валу с шестерней;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
- коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
- динамический коэффициент;
- коэффициент ширины венца.
;
по ГОСТ 2185-66 принимаем межосевое расстояние .
Модуль зубьев:
Принимаем
Суммарное число зубьев:
Число зубьев шестерни: , принимаем
Число зубьев колеса:
Действительное передаточное отношение:
Ошибка по передаточному отношению:
Делительные диаметры:
Диаметры вершин:
Диаметры впадин:
Ширина шестерни:
Проверка на контактную выносливость:
Проверка на изгиб:
Для колеса:
Для шестерни: ,где
YFS = 3,59 – коэффициент учитывающий форму зуба;
– коэффициент учитывающий угол наклона зуба;
- коэффициент учитывающий степень точности;
- условие выполняется.
б) Быстроходная ступень.
Из условия соосности
- коэффициент ширины венца.
Ширина венца колеса:
Модуль зубьев:
Принимаем
Суммарное число зубьев:
Число зубьев шестерни:
Принимаем
Число зубьев колеса:
Действительное передаточное отношение:
Ошибка по передаточному отношению:
Делительные диаметры:
Диаметры вершин:
Диаметры впадин:
Ширина шестерни:
Проверка на контактную выносливость:
- Условие выполняется.
Проверка на изгиб:
Для шестерни:
Для колеса:
Расчет ведем для шестерни.
, где
YF = 3,78 – коэффициент учитывающий форму зуба;
KFb = 1,05 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии;
KFV = 1,2 – коэффициент динамической нагрузки .
- условие выполняется.
4. Предварительный расчет валов.
Быстроходный вал. (рис.4.1.)
[1, стр.161] - расчетный диаметр выходного конца вала,
где - допускаемое напряжение;
Т – момент на валу;
n = 1,75 - коэффициент запаса прочности;
k = 1,5 - коэффициент концентрации напряжения;
τ-1= 0,43·σB = 227,9 МПа – предел выносливости,
где σB=530 МПа – предел прочности для стали 40.
, принимаем
принимаем ; диаметр под подшипник ; диаметр под шестерню; диаметр буртика .
Рисунок 4.1. Быстроходный вал.
Промежуточный вал. (рис.4.2.)
,
принимаем ; диаметр под подшипник ;
диаметр под колесо , диаметр буртика
Рисунок 4.2. Промежуточный вал.
Тихоходный вал. (рис.4.3.)
,
принимаем ; диаметр под подшипник ; диаметр под колесо ; диаметр буртика .
Рисунок 4.3. Тихоходный вал.
5. Конструктивные размеры шестерни и колеса.
Быстроходная ступень:
Шестерня: Колесо:
Шестерню изготавливаем без ступицы. [1, стр. 233]
Для колеса:
Диаметр ступицы ;
Длина ступицы , принимаем ;
Толщина обода , принимаем ;
Толщина диска ;
Диаметр отверстий ,
где Dо – внутренний диаметр обода;
Диаметр центровой окружности .
Тихоходная ступень:
Шестерня: Колесо:
Шестерню изготавливаем без ступицы.
Для колеса:
Диаметр ступицы ;
Длина ступицы , принимаем ;
Толщина обода , принимаем ;
Толщина диска .
Диаметр отверстий ,
Диаметр центровой окружности .
7. Расчет валов на полную статическую прочность.
1) Быстроходный вал.
Определяем силы в зацеплении:
Определяем реакции в опорах:
YOZ: ;
;
XOZ: ; , где
;
Строим эпюры моментов:
:
:
Определяем изгибающий момент:
Напряжение изгиба:
Напряжение кручения:
Максимальное эквивалентное напряжение:
, где
-предел текучести материала;
-коэффициент запаса прочности по пределу текучести;
-коэффициент перегрузки;
- условие выполняется.
2) Промежуточный вал.
Определяем силы в зацеплении:
Определяем реакции в опорах:
YOZ: ;
;
XOZ: ;
;
Строим эпюры моментов:
:
:
Определяем изгибающий момент:
Напряжение изгиба:
Напряжение кручения:
Максимальное эквивалентное напряжение:
,
- условие выполняется.
3) Тихоходный вал.
Определяем силы в зацеплении:
Определяем реакции в опорах:
YOZ: ;
;
XOZ: ; , где
;
Строим эпюры моментов:
:
:
Определяем изгибающий момент:
Напряжение изгиба:
Напряжение кручения:
Максимальное эквивалентное напряжение:
,
- условие выполняется.
8. Подбор и проверка подшипников.
1) Расчет подшипников быстроходного вала.
Рисунок 8.1. Расчетная схема подшипников быстроходного вала.
Принимаем шарикоподшипники радиальные однорядные средней серии 304, для которых грузоподъемность динамическая С = 15,9 кН, статическая С0 = 7,8 кН.
YA = A1 = -259 H; XA = A2 = 855 H;
YB = B1 = -322 H; XB = B2 = -1572 H.
Суммарные реакции:
Выполняем проверочный расчет только для подшипника правой опоры, как наиболее нагруженной.
Определяем эквивалентную радиальную нагрузку по формуле:
Рr = (XVFr + YFa)KбKт, где
Fr, Fa – радиальная и осевая нагрузки;
X=1, Y=0 – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;
V=1 – коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается (при вращении внутреннего кольца V = 1, наружного V = 1,2);
Кб =1,5 – коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки;
Кт =1 – температурный коэффициент.
Pr = 1×1×1605×1,5×1 = 2407 Н.
Определим расчетную долговечность подшипника (ч):
, где
n =500 – частота вращения кольца, об/мин;
p – показатель степени ( p = 3 – для шариковых);
а1=1 – коэффициент надежности;
а2=0,75 – обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации;
Найденная долговечность приемлема.
2) Расчет подшипников промежуточного вала.
Рисунок 8.2. Расчетная схема подшипников промежуточного вала.
Принимаем шарикоподшипники радиальные однорядные средней серии 306, для которых грузоподъемность динамическая С = 28,1 кН, статическая С0 = 14,6 кН.
YA = A1 = 847 H; XA = A2 = 2325 H;
YB = B1 = 1376 H; XB = B2 = 3781 H.
Суммарные реакции:
Выполняем проверочный расчет только для подшипника правой опоры
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.