Рисунок 2.4 – Изменение характеристик работоспособности СМ в процессе эксплуатации: а – наработки; б – показателей технической эксплуатации
В приложении А приведен пример расчета в Excel количества плановых мероприятий ТОР и коэффициентов согласно МДС 12–8.2007, а в приложении Б согласно предлагаемой методике (в примере расчетов не учитывалась фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида ТОР или с начала эксплуатации) (см. таблицу 2.1).
Таким образом, главное отличие предлагаемой методики от МДС 12–8.2007 в расчете продолжительности времени пребывания машины в работоспособном состоянии в рабочее время:
- согласно МДС 12–8.2007 величина не зависит от срока службы машины и простоев в неплановых ремонтах
; (2.6)
- согласно предлагаемой методике
. (2.7)
Расчеты количества технических обслуживаний и ремонтов производят в следующей последовательности: капитальный ремонт, текущий ремонт, технические обслуживания (ТО-3, ТО-2, ТО-1). Формулы для расчета согласно существующей и предлагаемой методикам приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Формулы для расчета количества мероприятий ТОР
В соответствии с указанными формулами выполнен расчет количества плановых мероприятий ТОР и коэффициентов согласно МДС 12–8.2007 (приложение А), причем время ТРР пребывания машины в работоспособном состоянии в рабочее время принимается постоянным и равным Т(1) [см. формулу (2.5)], соответствующим новой машине. Именно так рассчитывается график ТОР в управлениях механизации.
В расчете количества плановых мероприятий ТОР и коэффициентов с учетом неплановых ремонтов (приложение Б) учитывается сокращение времени ТРР на величину продолжительности годовых простоев в НР согласно формуле (2.5) (ячейка В9) в зависимости от возраста машины (ячейка I5) и параметра старения по наработке (ячейка М5). Таблица Excel с формулами для расчета параметров ТОР с учетом неплановых ремонтов приведена в приложении В.
Расчет параметра , ведется на основе анализа статистической эксплуатационной информации, такой как наработка машин, методика сбора и обработки которой с использованием ИАСУ ТЭ будет рассмотрена в 4 главе данной работы.
Предлагаемый метод расчета количества ТОР позволяет учитывать влияние НР на общее количество ремонтно-технических мероприятий.
Составление месячных планов-графиков производится в соответствии с разработанной «Методикой применения информационной автоматизированной системы управления технической эксплуатацией строительных машин и автотранспорта» [47]. При этом планируют равномерную загрузку дней в месяце, но неравномерную в течение года.
Расчет количества мероприятий ТОР по указанным формулам носит детерминированный характер, однако многие общепризнанные методики расчета потребности в ЗЧ построены на вероятностных характеристиках состояний машины.
Описанный подход к планированию мероприятий ТОР также позволяет определить вероятности состояний машины с использованием методов теории массового обслуживания.
На рисунке 2.5 приведен размеченный граф состояний машины. Для случая эксплуатации СМ приняты такие обозначения: S0 – машина работоспособна и работает; S1 – проходит ТО-1; S2 – проходит ТО-2; S3 – находится на СО; S4 – находится на ТР (в том числе в ТО-3); S5 – находится на НР; S6 – отправлена в КР; S7 – списывается; S8 – простаивает по организационным причинам.
Рисунок 2.5 – Размеченный граф состояний машины: S– состояния машины; λ – интенсивности отказов; μ – интенсивности восстановлений; р – вероятности состояний |
Интенсивности переходов между состояниями определяются по формулам:
(2.8)
где – наработка на i-й отказ (для i = 7 – ресурс машины); – время восстановления работоспособности после i-го отказа.
Наработка на отказ соответствует периодичности проведения мероприятий ТОР (ячейки D16…D21 в приложении Б), время восстановления – продолжительность выполнения мероприятия ТОР (ячейки G716…G21 в приложении Б). Соответствующие интенсивности переходов – в ячейках E16…E21 и H16…H21. В состоянии S8 машина пребывает в период времени ТРРН – рабочего времени, в течение которого машина находится в работоспособном состоянии, но не эксплуатируется (см. рисунок 2.3) по причине отсутствия работы или невозможности ее проведения.
Состояние S7 учитывать не будем, т.к. вероятность р7 очень мала. Состояние S8 настолько неопределенно, что статистические закономерности не в состоянии адекватно его описать, поэтому S8 тоже не учитываем в рассматриваемой модели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.