Результаты статистического анализа показывают, что удельная суммарная оперативная продолжительность простоев tп/tp из-за ТО и ремонтно-восстановительных работ для машин всех видов интенсивно повышается при увеличении срока эксплуатации (рис. 1). Для машин со сроком эксплуатации 8-9 лет этот показатель примерно в 2 раза выше, чем для новых машин. Для транспортных средств tп/tp несколько выше (на 22-33%), чем для землеройной техники. Последнее объясняется повышенным вниманием к техническому состоянию землеройных машин как головных в землеройно-транспортных комплексах.
Рис. 1. Изменение соотношений интервалов времени tп и tр в зависимости от срока эксплуатации Т для землеройных машин (1) и транспортных средств (2); ------ аппроксимирующие кривые
Указанные изменения показателя tп/tp приводят к соответствующим снижениям во времени КТИ (рис. 2). У машин после 8-9 лет эксплуатации коэффициент Кти примерно на 25% ниже, чем у новых.
Рис. 2. Изменение коэффициентов технического использования Кти землеройных машин (I) и транспортных средств (2) в зависимости от срока эксплуатации Т, ------ теоретические линии регрессии
Коэффициент Кти землеройных машин в среднем на 11 % выше, чем у транспортных средств.
Результаты статистической обработки данных эксплуатации землеройно-транспортных комплексов позволяют представить зависимость коэффициента КТИ от года эксплуатации Т в виде следующих уравнений регрессии:
для землеройных машин (экскаваторов, бульдозеров)
для автомобилей-самосвалов
Из уравнений следует, что Кти = 0 при Т =20 лет.
Снижение значений коэффициентов Кти по мере старения машин приводит к соответствующим понижениям их выработки, особенно после 5-6 лет эксплуатации. Выработка у землеройных машин после 8-9 лет эксплуатации на 25-30% ниже, чем у новых, а выработка у транспортных средств уже после 5-6 лет эксплуатации снижается в 1,5-2 раза.
Хотя простои по организационным причинам не учитываются при расчетах временных интервалов показателей надежности машин [2], статистический анализ показывает достаточно закономерное изменение таких простоев в зависимости от срока эксплуатации техники (рис. 3).
Рис. 3. Закономерности изменения удельного времени простоев по организационным причинам Л, в зависимости от срока эксплуатации Т землеройных машин (1) и транспортных средств (2)
Простои по организационным причинам интенсивно возрастают в первые 3-4 года эксплуатации машин, затем практически стабилизируются на уровне 18-20% для транспортных средств и 14-16% для землеройной техники, в какой-то степени отражая отношения tп/tp для этих машин (см. рис. 1).
Рис. 3. Зависимость экономического эффекта от числа контролируемых стадий |
На рис. 3 показана разница в затратах на устранение причин и последствий ненадежности при четырех и двенадцати стадиях жизненного цикла системы, полученная в предположении, что стоимость доработок документации и изделий от стадии к стадии возрастает примерно на порядок. Несмотря на уменьшение разницы AQi при переходе от стадии к стадии, потери от ненадежности при реализации двенадцатистадийной программы работ меньше примерно в 1,5 раза, чем при четырехстадийной программе /на23/.
Рассмотренный пример характеризует качественную картину распределения потерь по стадиям жизненного цикла системы. Для более детального исследования конкретных многостадийных программ целесообразно разрабатывать статистические модели.
При создании дорогостоящих уникальных сложных систем наибольший эффект в экономии материальных, стоимостных и временных ресурсов при прочих равных условиях дает расчленение сложного процесса создания и эксплуатации системы на большее число контролируемых стадий.
Однако при введении каждой контролируемой стадии в процесс требуются дополнительное время на сбор информации, на анализ полученных результатов и выработку управляющих воздействий, а также дополнительные затраты материально-технических и стоимостных ресурсов. Поэтому разделение процесса на число стадий больше двенадцати может быть оправданно только для сверхсложных уникальных систем, отказы которых совершенно недопустимы. При создании простых Систем, по которым имеется большой опыт аналогичных разработок, целесообразно сокращать число контролируемых стадий не в ущерб надежности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.