Динамика показателей машин в зависимости от их возраста, страница 2

В действительности же «цена» одного отказа несколько увеличивается с возрастом машины, так как по мере ее изнашивания возрастает доля тяжелых отказов, требующих больших затрат времени и средств на их устранение и вызывающих в некоторых случаях вторичные разрушения. «Цена» отказа растет еще и потому, что, чем старее машина, тем больше приходится при ремонте выполнять так называемых балластных работ, включающих мойку, удаление ржавчины, накипи и т. д. На протяжении срока службы машины затраты на устранение отказов возрастают также не монотонно, на них, в частности, влияют периодические плановые ремонты. Если межремонтный период удлиняется, то к его концу значительно возрастает интенсивность отказов, а следовательно, возрастают затраты по их устранению. После проведения каждого планового ремонта наблюдается уменьшение частоты возникновения отказов, так как при выполнении ремонтных работ производятся одновременно замена часто отказывающих деталей, проведение регулировочных, очистных и других работ.

Одним из показателей эффективности машин может служить прибыль, получаемая в i-м году эксплуатации, определяемая по следующей формуле [ко22]:

где Qi — объем полезной работы машины в i-м году в денежном выражении; он получается умножением годовой производительности машины в натуральном выражении на цену единицы продукции или услуги; St — затраты на эксплуатацию машины в i-м году.

На рис. 3.2 динамика годовой прибыли, получаемой от машины на протяжении срока службы, изображена заштрихованной областью, расположенной между кривыми 1 и 5.  Как видно, прибыль с возрастом машины постепенно убывает, что происходит, с одной стороны, за счет уменьшения ее годовой производительности, а с другой — за счет нарастания расходов на ремонт, обслуживание и устранение отказов. Причем в годы повышенных затрат на ремонты наблюдается резкое снижение прибыли, а в первый период после капитального ремонта прибыль снова временно возрастает.

Представление об эффективности машины за срок службы можно получить, если из суммарного объема полезной работы в денежном выражении вычесть сумму затрат за рассматриваемый период. Однако прямое суммирование разновременных годовых результатов будет неправомерным. То же самое относится и к определению суммы затрат. Необходимо предварительно привести их к расчетному году. В качестве расчетного года можно взять, например, первый год эксплуатации машины.

Суммарную прибыль ПS за срок службы машины Тсл, приведенную к первому году эксплуатации, определяют следующим образом [ко22]:

где -коэффициент дисконтирования, с помощью которого затраты г'-го года эксплуатации приводят к затратам первого года, в данном случае  , где Ен — норматив приведения разновременных затрат и результатов (нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений); Ен = 0, 1.

На рис. 3.2 кривая 1' показывает изменение производительности по годам, приведенной к первому году эксплуатации, т. е.  а кривая 5' изображает изменение эксплуатационных затрат, приведенных к первому году, т. е.  Область, заключенная между кривыми 1' и 5', изображает прибыль, также приведенную к первому году эксплуатации. Как видно, эффект дисконтирования приводит к тому, что прирост приведенной прибыли с увеличением срока службы машины значительно меньше прироста прибыли, рассчитываемой без приведения к первому году эксплуатации.

Надежность землеройно-транспортной техники изменяется в зависимости от срока службы. Один из основных показателей надежности — коэффициент технического использования машин, зависящий от соотношений интервалов времени работы, технического обслуживания и ремонта [не26]:

 

где tп — суммарное время простоев из-за технического обслуживания и ремонтных работ; tp — время работы.

Для оценки надежности функционирования и эффективности землеройно-транспортных комплексов с учетом срока службы, т.е. технического состояния, практический интерес представляют изменения во времени (по годам эксплуатации) коэффициента Кти и входящих в него показателей для землеройно-транспортных машин основных видов (экскаваторов, автомобилей-самосвалов, бульдозеров).

Рассмотрим результаты статистического анализа показателей эксплуатации таких машин за несколько лет в северных районах Западной Сибири при выполнении земляных работ по устройству площадок под буровые установки нефтедобывающих предприятий.