ми и устраивают поперечные диафрагмы. В диафрагмах оставляют отверстия для осмотра и окраски конструкции во время эксплуатации. В мостах больших пролетов сечение пилонов приходится развивать поперек и вдоль моста (рис. 27.6, з). Сечение делают многоячеистым, увеличивая размеры в плане вдоль моста больше, чем поперек, так как в поперечном направлении стойки пилона обычно связаны между собой, а это уменьшает их свободную длину.
Стойки пилонов могут быть оперты на опоры шарнирно или жестко защемлены в них. В последнем случае стойки работают не только на продольное сжатие, но и на поперечный изгиб.
Оттяжки распорных вантовых и висячих мостов закрепляют в массивных бетонных или железобетонных устоях, практически полностью находящихся в грунте. Вес устоя должен соответствовать вертикальной составляющей усилия в оттяжке и гарантировать устойчивость устоя против опрокидывания и скольжения при самых неблагоприятных сочетаниях расчетных усилий (рис. 27.6, и). Обычно канаты перегибают у входа в устой и разделяют на отдельные части, закрепляя их на траверсе, установленной в устое. Для эксплуатации в устое делают смотровые колодцы и камеры. В скальных грунтах подобная конструкция упрощается, так как траверсу можно закрепить непосредственно в скале, где и вырубают штольни и камеры для прохождения оттяжки к траверсе и эксплуатации.
27.3. Основы расчета вантовых и висячих мостов
Байтовые мосты рассчитывают исходя из предположения, что все ванты имеют достаточный запас растяжения и они не выключаются из работы в местах выгибов балки жесткости вверх при прохождении временной нагрузки. Такой запас может быть создан постоянной нагрузкой при определенном порядке монтажа или предварительным натяжением вантов. Рассчитывают их, как стержневые системы. Удобнее всего образовывать основную систему вантовых пролетных строений, вводя перерезывающие шарниры в местах прикрепления вантов к балке жесткости, что заметно упрощает расчет (рис. 27.7, а).
Байтовые пролетные строения имеют обычно высокую статическую неопределимость. Например, в достаточно простой схеме на рис. 27.7, а 13 лишних неизвестных. Поэтому расчет ведут с применением ЭВМ. До расчета необходимо задаться жесткостями вантов и балки жесткости, а по результатам расчета уточняют их. При большом количестве вантов бывает трудно сразу достаточно точно определить площади вантов и балки жесткости и ее момент инерции, и расчет может потребовать нескольких приближений. Для систем с двумя—четырьмя вантами, подходящими с каждой
154
Рис. 27.7. Схемы для расчета вантовых мостов
стороны к пилону, можно воспользоваться формулой, предложенной проф. В. К. Качуриным, для предварительного определения усилий в вантах основного пролета и балке жесткости
1.50 (я-Ь/7) (I — 1,06Я) /
Nt=----------- L*_L22J------------ >__. Mmax = a(g-f-p)/2, (27.1)
nsina
где g— интенсивность расчетной постоянной нагрузки; р — расчетная распределенная (эквивалентная) временная нагрузка при загружении всего главного пролета; / — длина основного пролета; к — относительное расстояние от пилона, к которому прикреплен рассчитываемый вант, до точки закрепления его на балке жесткости, т. е. горизонтальная проекция ванта, деленная на пролет; п — число вантов, поддерживающих балку в основном пролете; a — угол наклона рассчитываемого ванта к оси балки; а — коэффициент, равный 0,007 при двух вантах и 0,006 при трех — четырех в основном пролете со стороны одного пилона.
Усилия в вантах боковых пролетов, за исключением оттяжек, можно принять равными усилиям в симметричных им вантах главного пролета. Усилие в оттяжке можно определить из условия передачи на нее всех горизонтальных составляющих усилий вантов основного пролета, связанных с ней на пилоне. Продольные усилия в балке жесткости определяют из значений усилий во всех вантах.
Примеры линий влияния усилия в ванте (рис. 27.7, б) и момента в балке жесткости (рис. 27.7, в) даны на рис. 27.7 для схемы, показанной на рис. 27.7, а.
Проверки сечений балки жесткости выполняют так же, как в балочных мостах (см. главы 23 и 24).
Висячие мосты при проходе временной нагрузки получают большие деформации и изменяют свою геометрическую схему. Поэтому
155
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.