Основные мероприятия по охране окружающей среды при приготовлении дорожно-строительных материалов и работ на дороге, страница 2

Кроме непосредственного изъятия площадей территорий дорожные работы приводят к ухудшению качества земель. Это:

-не планируемые воздействия эрозии и загрязнения, вызванные ошибками при проектировании и строительстве дороги;

санитарно-защитные полосы, непригодные для жилищного строительства и других видов использования, связанные с постоянным пребыванием людей;

зоны влияния дорог – малосущественное изменение параметров среды, учитываемое при интегральной оценке ее качества.

Использование при сооружении полотна местных некондиционных строительных материалов, отходов производства загрязняют среду токсичными веществами.

К основным направлениям охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов в деятельности производственных организаций относятся следующие:

сокращение площади временно занимаемых для целей строительства территорий;

уменьшение использования материальных природных ресурсов, особенно добываемых в зоне влияния сооружения;

сохранения плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивация нарушенных земель;

предотвращение недопустимого загрязнения за пределами полосы отвода земель, водоемов, атмосферы технологическими выбросами, отходами, побочными продуктами;

исключение непосредственного уничтожения или существенных изменений условий обитания и размножения животных; исключение изменений гидрологического или биологического режимов болот, водоемов;

Чтобы запроектировать экологически безопасную дорогу необходимо в состав транспортно-эксплуатационных показателей включить экологические требования и ограничения, выполнение которых предупреждает нанесение существенного ущерба окружающей среде.

По характеру и степени воздействия технологические процессы при строительстве автомобильных дорог можно разделить на:

-разработку, перемещение и укладку грунта и других минеральных материалов при возведении земляного полотна и устройстве оснований дорожных одежд (расчистка полосы отвода от деревьев и кустарников, снятие и перемещение растительного слоя, разработка выемок, резервов, перемещение грунта землеройными  машинами  и  транспортными средствами, устройство насыпей, подстилающих слоев, неукрепленных и укрепляемых на месте оснований);

-приготовление материалов и изделий на производственных предприятиях дорожного строительства (загрузка и хранение каменных материалов и вяжущих, сортировка и промывка минеральных материалов, их термическое высушивание, смешение с вяжущими, формовка и хранение изделий или полуфабрикатов);

-укладку и монтаж материалов и конструкций (транспортировка к месту укладки монтажа, монтаж элементов искусственных сооружений, горячая или холодная укладка смеси, установка элементов обустройства дорог);

-функционирование приобъектных пунктов обеспечения дорожного строительства (стоянки дорожно-строительных машин, пункты техобслуживания, склады ГСМ, бытовые, управленческие и другие службы).

Наибольшее воздействие оказывают дорожно-строительные и транспортные машины, проявляющееся в загрязнении атмосферы, почвы, поверхности и грунтовых вод, повышении шумового фона и вибрации, что вызывает серьезные негативные изменения во всех компонентах окружающей среды. Особенно мощным фактором воздействия являются технологические процессы добычи и приготовления дорожно-строительных материалов и изделий, что связана с локальным характером их воздействия.

Основные мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха при выполнении технологических процессов строительства и ремонта в первую очередь должны быть направлены на уменьшение токсичности отработавших газов. Следует отметить, что большинство из используемых машин имеют дизельные двигатели.