Оценка технико-экономической эффективности модернизации судовой энергетической установки

Страницы работы

Содержание работы

10.1 Оценка технико-экономической эффективности модернизации судовой энергетической установки

Оценка технико-экономической эффективности модернизации СЭУ является одним из необходимых этапов проектирования.

          Проектирование (и даже модернизация) СЭУ в новых экономических условиях, с новыми экологическими перспективными технологиями является процессом, учитывающим всю совокупность влияющих факторов. При проектировании или модернизации СЭУ необходимо учитывать не только выигрыш в расходе топлива и в КПД по сравнению с судном-прототипом. Модернизация или проектирование новой СЭУ подразумевает собой капиталовложения (например, замена некоторых элементов СЭУ на более эффективные и, как правило, более дорогие аналоги), которые не всегда сопоставимы с выигрышем в экономии топлива[13].Для оценки технико-экономической эффективности модернизации СЭУ необходимо вычислитьгодовой экономический эффект, экономический эффект за срок службы судна, а также срок окупаемости дополнительных капитальных затрат.

          Годовой экономический эффект , $/год можно вычислить по формуле [13]

,               (10.1)

где      – годовой экономический эффект, $/год;

           – годовые приведенные затраты судна-прототипа, $/год;

           – годовые приведенные затраты проектируемого судна, $/год;

Годовые приведенные затраты судна-прототипа ,  $/год находят по формуле

,

где   – нормированный коэффициент эффективности капитальных вложений [13];

           – капитальные затраты судна-прототипа, $/год;

           –  эксплуатационные затраты судна-прототипа, $/год;

Годовые приведенные затраты проектируемого судна находят по формуле

,

где      – капитальные затраты проектируемого судна, $/год;

           –  эксплуатационные затраты проектируемого судна, $/год;

          Подставив формулы нахождения годовых приведенных затрат проектируемого судна и судна-прототипа в формулу (10.1) получим

.              (10.2)

          Для упрощения вычислений удобнее находить выигрыш эксплуатационных затрат и дополнительные капитальные затраты

,

 –  выигрыш эксплуатационных затрат, $/год;

,

           – дополнительные капитальные затраты, $/год;

        Исходя из этого годовой экономический эффект можно вычислить,  записав формулу (10.2) в следующем виде [15]

.

Для нахождения годового экономического эффекта необходимо вычислить неизвестные дополнительные капитальные затраты и выигрыш эксплуатационных затрат. При модернизации проектируемой СЭУ                  для увеличения эффективности установки начальные параметры  пара были подняты до сверхкритического уровня. Тип установки, ее схема и состав остались прежними. Модернизация потребовала замены котла и турбоагрегата на более эффективные агрегаты с применением более дорогих жаропрочных материалов.  

Исходя из этого дополнительные капитальные затраты , $/год найдем по формуле [14]

,

где  – коэффициент, учитывающий затраты на транспортировку, монтаж и испытания элемента;

          – разница в стоимости котлоагрегата по сравнению с прототипом, $;

          – разница в стоимости турбоагрегата по сравнению с прототипом, $;

          – разница в стоимости питательного насоса по сравнению с прототипом, $;

Найдем стоимость котлоагрегата судна прототипа , $ по формуле из методики, изложенной в [14]

,

где  $ – базовое значение стоимости котла;

        – коэффициенты приведения (таблица 3.1 [14]):

;       ;     ;

         – определяющие параметры;

         – базовые значения параметров (таблица 10.1);

Для расчета стоимости необходимо найти время работы установки на полном ходу , ч/год по формуле [12]

           – период навигации для танкеров [12], сут;

           – коэффициент, учитывающий время движения судна полным ходом [12].

          Подставив в формулу, получим

таблица 10.1 – Параметры для определения стоимости котлоагрегата

Наименование

Параметры

Показатели степени

обозначение

значение

обозначение

значение

Производительность котла, т/ч

100

0.86

Давление перегретого пара, МПа

14

0.5

Температура перегретого пара,

545

0.9

Температура пара промперегрева,

545

1.3

Теплота сгорания топлива, МДж/кг

29,3

-0.3

Ходовой период , ч/год

6000

0.2

Подставив все значения в исходную формулу, получим

Похожие материалы

Информация о работе