H0: r=0;
H1: >0
с критерием, наблюдаемое значение которого вычисляют по формуле
,
где - объем выборки.
Показатель эффективности этого критерия имеет распределение Стьюдента. Поэтому критическое значение этого показателя определяют при уровне значимости по таблицам t-распределения со степенью свободы по уравнению:
.
В многомерных задачах достоверность линейного регрессионного анализа определяют путем проверки следующих гипотез о значимости уравнения линии регрессии
H0: уравнение линии регрессии незначимо;
H1: уравнение линии регрессии значимо
с критерием, наблюдаемое значение которого вычисляют по формуле
,
где - объем выборки; - число параметров уравнения линии регрессии.
Показатель эффективности этого критерия имеет распределение Фишера. Поэтому критическое значение этого показателя определяют при уровне значимости по таблицам F-распределения со степенями свободы и по уравнению:
.
2. Задание на самостоятельное решение задач
Задача 1. В журнале Biometrika № 8 на стр. 94 приведены результаты обследования школьников 1725, выполненные Gilby W. H. В таблице 1 приведено полученное распределение этих школьников по значениям двух анализируемых признаков: по качеству одежды Y и по их умственным способностям X. Были определены 4 градации по первому признаку (Y): 1 – "очень хорошо"; 2 – " хорошо"; 3 – "удовлетворительно"; 4 – "плохо". По второму признаку (X) были введены 6 градаций: 1 – "плохие способности"; 2 – " способности ниже средних"; 3 – "средние способности"; 4 – " способности выше средних"; 5 – "высокие способности"; 3 – "превосходные способности".
Табл. 1
Y |
X |
Ny |
||||||||||||||
x1=1 |
x2=2 |
x3=3 |
x4=4 |
x5=5 |
x6=6 |
|||||||||||
y1=1 |
33 |
48 |
113 |
200 |
194 |
39 |
627 |
|||||||||
y2=2 |
41 |
100 |
202 |
264 |
138 |
15 |
760 |
|||||||||
y3=3 |
39 |
58 |
70 |
61 |
33 |
4 |
265 |
|||||||||
y4=4 |
17 |
13 |
22 |
10 |
10 |
1 |
73 |
|||||||||
Nx |
130 |
219 |
407 |
535 |
375 |
59 |
n=1725 |
|||||||||
Требуется проверить значимость линейной корреляционной зависимости манеры одеваться от способностей (значимость коэффициента детерминации и коэффициента корреляции).
Задача 2. Необходимо выполнить анализ экономической информации на примере деятельности предприятий одного из регионов страны (данные условные) с помощью регрессионного анализа результатов деятельности предприятий по данным, представленных в таблице 2.
Таблица 2. Данные по годовым отчетам предприятий.
№ предприятия |
Себестоимость продукции (млн. руб.) |
Объем валовой продукции (млн. руб.) |
Производительность (тыс. руб. на чел.) |
1 |
2,1 |
3 |
18 |
2 |
2,8 |
4 |
15 |
3 |
3,2 |
5 |
14 |
4 |
4.5 |
5 |
13 |
5 |
4,8 |
5 |
13 |
6 |
4,9 |
5 |
15 |
7 |
5,5 |
6 |
16 |
8 |
6,5 |
7 |
12 |
9 |
12,1 |
15 |
13 |
10 |
15,0 |
20 |
12 |
По результатам анализа сделать обоснованное заключение о выявленной взаимосвязи показателей эффективности производства.
Результаты анализа занесите в рабочую тетрадь.
Профессор А. Гольцов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.