Современные морские суда отличаются высокой степенью электрификации вспомогательных механизмов и непрерывным ее повышением в последние годы.
Потребителями электроэнергии на судне является электродвигатели, приводящие в действие различные механизмы машинного отделения, системы освещения и сигнализации, устройства комплексной автоматизации механизмов; электродвигатели, приводящие в действие палубные механизмы, общесудовые системы, аппараты и приборы судовождения, мастерские, бытовое оборудование и т.д.
Судовая электростанция генерирует электроэнергию необходимых параметров и распределяет ее между судовыми потребителями в соответствии с режимами работы судна: ходовом, маневрировании, съемки с якоря, стояночном без грузовых операций судовыми средствами, пробоин судна. Каждый режим судна характеризуется работой определенных судовых электромеханизмов, некоторые из которых включаются только для обеспечения данного режима, а другие работают и при других режимах. Поэтому судовая электростанция должна обеспечивать бесперебойное снабжение электроэнергией работающих потребителей на всех режимах работы судна и удовлетворять требованиям простоты, удобства обслуживания, высокой надежностью при минимальной возможной начальной стоимости, массе, габаритах, и эксплутационных затратах.
Рациональный выбор мощности, числа и типа агрегатов судовой электростанции имеет большое значение, т.к. этим определяется величина капиталовложений на электрооборудование и расходы на эксплуатацию судовой электростанции.
Для большинства судовых потребителей применяется переменный ток напряжением 380В или 220В и частотой 50 Гц. Номинальное напряжение должно поддерживаться постоянным, с отклонением не более 2,5% не зависимо от нагрузки сети.
Частота вращения двигателей, обеспечивающих непосредственный привод
судовых генераторов переменного тока, должна быть кратна частоте тока. Применение переменного тока на судне позволит:
- получить ток любого напряжения с помощью трансформаторов;
- повысить экономичность установки за счет более
высокого КПД
машин переменного тока;
- использовать электрооборудование массового производства;
- при стоянке осуществлять питание от береговой сети.
На судне так же существуют отдельные потребители, использующие ток с частотой 400 Гц (навигационное оборудование, радиолокационное), для них предусмотрен специальный преобразователь частоты.
Выбираем напряжение в судовой силовой сети 380В, в сети освещения 220В. Для переносимых ламп, используемых при ремонтных работах напряжение из соблюдения техники безопасности, составляет 12В. Для сети аварийного освещения используется ток напряжением 36В.
Фирма MAN B&W приводит результаты расчетных исследований влияния спецификационной мощности МОД на расходы электроэнергии по основным потребителям на ходовом режиме морских транспортных судов. При этом потребность в энергии, в зависимости от номинальной мощности ГД по группам потребителей составят [2]:
а) потребители независящие от внешних условий:
1. Вспомогательные механизмы ДГ и ТГ N1 = 0,002 кВт/кВт.
2. Рулевая машина и навигационные приборы N2 = 0,002 кВт/кВт.
3. Камбуз, провизионные холодильные камеры N3 = 0,0023 кВт/кВт.
4. Освещение N4 = 0,0021 кВт/кВт.
5. Мелкие потребители N5 = 0,0018 кВт/кВт.
6. Опреснительная установка N6 = 0,0018 кВт/кВт.
7. Сепараторы топлива и масла N7 = 0,0019 кВт/кВт.
8. Главный масляный циркуляционный насос N8 = 0,006 кВт/кВт.
9. Главный насос забортной воды N9 = 0,004 кВт/кВт.
10. Главный насос пресной воды N10 = 0,002 кВт/кВт.
11. Насосы топливоподкачивающий и смазочный распределительного вала ГД N11= 0,001 кВт/кВт.
12. Система вентиляции машинного отделения N12 = 0,004 кВт/кВт.
Суммарная потребность в энергии потребителей независящих от внешних условий ∑ = 0,0285 кВт/кВт.
б) потребители, зависящие от внешних условий:
13. Система вентиляции помещений N13 = 0,002 кВт/кВт.
14. Система кондиционирования воздуха N14 = 0,002 кВт/кВт.
Суммарная потребность в энергии потребителей, зависящих от внешних условий ∑ = 0,004 кВт/кВт.
Общая потребность в энергии составит ∑ кВт/кВт.
Определим потребную мощность судовой электростанции.
Максимальное значение мощности СЭС на ходовом режиме, кВт:
где NСТ – расчетная мощность в режиме стоянки, кВт;
– расчетная мощность в режиме стоянки с грузовыми операциями, кВт;
()ПОБЕДА = 330 - мощность СЭС танкера «Победа» на режиме стоянки, кВт;
()ПОБЕДА = 960 - мощность СЭС танкера «Победа» на режиме стоянки с грузовыми операциями, кВт;
()победа = 600 кВт – мощность СЭС танкера «Победа» на ходовом режиме
Составим итоговую таблицу потребляемой мощности.
Таблица 4.1 - Потребляемая мощность на 3 режимах
Режимы работы |
Потребляемая мощность, кВт |
Стоянка без грузовых операций |
295 |
Стоянка с грузовыми операциями |
859 |
Ходовой режим |
537 |
Выбор мощности и числа генераторов осуществляется с учетом следующих требований:
1. загрузка работающих генераторов (прежде всего на ходовом и других основных режимах) должна составлять не менее 65 – 70 % их номинальной мощности;
2. число генераторов и их типов должно быть минимальным;
во всех случаях, когда это, возможно, целесообразно применять однотипные генераторы;
3. на каждом режиме (кроме аварийного) в резерве должно быть не менее одного генератора, способного заменить наибольший по мощности из работающих;
4. на режиме стоянки с грузовыми операциями допускается запас мощности ДГ не боле 10%.
Три дизель-генераторных установки заводское обозначение FG Wilson P635P, расположенных в кормовой части МКО [7].
Марка дизеля Perkins 2806A-E18TAG1A
Тип дизеля 6-ти цилиндровый, с водяным охлаждением
Марка генератора Leroy Somer
Мощность генератора 3 х 560 кВт
Расход топлива при 75% нагрузке 126 л/ч
Масса 4870 кг
Двигатель и генератор должны быть смонтированы на общей плите основания, которая должна быть установлена на амортизирующих креплениях к судовому фундаменту.
Аварийный дизель-генератор
Аварийный дизель-генератор выбираем по прототипу. Аварийный дизель-генератор должен быть установлен в отдельном помещении на палубе юта. Он обеспечивает при аварии только жизненно важные судовые потребители: освещение, рулевая машина (ориентация к волнам), пожарные насосы, сигнальные огни, навигационные приборы, связь. Двигатель должен иметь электрическую систему запуска. Аварийный дизель – генератор оборудован: системой автоматического пуска (электростартерного) и управления – АЗДГА; системой ручного запуска от баллона емкостью 80 л. из помещения АДГ.
Марка АДГР 100/1500
Дизель 1Д6БГС1
Мощность 110 кВт
Обороты 1500 об/мин
Генератор МССФ-92-4
Мощность 1 х 100кВт
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.