Условия работы поршня тяжелые, так как он подвергается воздействию как механических нагрузок от давления газов и сил инерции, так и термических из-за необходимости отвода тепла от нагретой газами головки в охлаждающую среду. Кроме того, поршневые кольца и направляющая часть (тронк) работают на износ при повышенных температурах. Наконец, поршень передает усилия от расширения газов на шатун, а также должен обеспечивать надежное уплотнение камеры сгорания от пропуска газов и одновременно предохранять камеру сгорания от попадания в нее излишков масла, смазывающего втулку рабочего цилиндра.
Наиболее тяжелые условия работы поршневой группы имеют место у многооборотных форсированных по наддуву дизелей, в особенности двухтактного типа (в связи с их повышенной тепловой нагрузкой). /4/
Так как поршень является неотъемлемой часть кривошипно-шатунного механизма, рассмотрим усилия, определяющие механические напряжения в наиболее ответственных деталях данного механизма.
На кривошипно-шатунный механизм действует четыре рода сил: давления газов Рг, силы инерции Рj, силы веса Рg, и силы трения Ртр (рисунок 4.1)
Рисунок 4.1 – Силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме
Сила от давления газов на поршень равна
Рг = (рг – р0)∙Fп,
где рг – давление газов в цилиндре (давление над поршнем), МПа;
р0 – давление под поршнем, т. е. давление в картере двигателя, МПа;
Fп – площадь поршня (поперечного сечения цилиндра), м2.
Эта сила приложена к поршневому пальцу в тронковых двигателях (или к поперечине крейцкопфа в крейцкопфных двигателях).
Силы инерции определяются переменной величиной или переменным направлением вектора скорости. В связи с этим в кривошипно-шатунном механизме наблюдаются как силы инерции поступательно движущихся масс, определяемые переменной скоростью движения поршня, так и центробежные силы инерции вращающихся масс. Величина сил инерции от поступательно движущихся масс может быть определена как
Рj = Ms ∙ js,
где Ms – масса поршня и поступательно движущейся части шатуна, кг;
js – ускорение поступательно движущихся масс.
Механические напряжения, возникающие в днище головки поршня, определяются только воздействием сил от давления газов. Условия же работы головного соединения определяются уже не только давлением газов, но и силами инерции поршня, его весом и силами трения между поршнем и втулкой цилиндра. Для оценки механической напряженности головного, мотыльевого соединения и шатуна вводится понятие суммарной движущейся силы РΣ (рисунок 4.2), равной алгебраической сумме сил от давления газов Рг, сил инерции поступательно движущихся масс Рj, сил веса поступательно движущихся масс Рg и сил трения Ртр: /11/
РΣ = Рг + Рj + Рg + Ртр.
Рисунок 4.2 – Разложение суммарной движущей силы в кривошипно-шатунном механизме
Приложив силу РΣ в центре головного подшипника, можно найти нормальное усилие N, действующее на тронк поршня, и усилие S направленное по шатуну (рисунок 4.2)
N = РΣ ∙ tgβ;
S = РΣ / cosβ.
Днище поршня. Механические напряжения в днище поршня достигают максимального значения при наибольшем давлении сгорания рzБольшая часть головок судовых дизелей выполняется без каких-либо ребер, так как благодаря этому днище может свободно деформироваться при нагреве. Днище поршне подвержено температурным напряжениям возникающим от осевого, а также от радиального перепада температур. О температурном напряжении днища можно судить по рисунку 4.3.
Рисунок 4.3 – Поле температур поршня с охлаждением современного форсированного СОД:
▬▬ – MCR I (максимальная длительная мощность)
- - - - – MCR II
∙∙∙∙∙∙∙∙ – камера сгорания
-∙-∙-∙- – масляная полость поршня
Поршневой палец. Во время работы поршневой палец подвергается воздействию переменных по величине нагрузок, носящих большей частью ударный характер. В поршневом пальце появляются напряжения изгиба, среза и овализации, вызывающие его поломку.
Поршневое кольцо. Поршневые кольца работают на изгиб как при надевании на поршень, так и в рабочем состоянии. Также поршневое кольцо подвержено воздействию сил трения о поверхность цилиндра. /4/
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.