Дизельные установки с электрической передачей (Комплексное квалификационное задание № 9), страница 4

Тип и назваие суднна.

Главные двигатели (ДВС)

Суммарная мощность на гребных валах, тыс кВт.

Количество гребных винтов

Тип

Мощность, кВт

Частота вращения, об/мин.

Количество

Арктический ледокол "Москва".

МН51

2400

330

8

16

3

Морской портовый ледокол "Добрыня Никитич"

13Д100

1320

810

3

3,5

3

Арктическое ледокольно-транспортное судно "Амгуема"

13Д100

1320

810

4

4,6

1

Морской ледокольный железнодорожный паром "Сахалин"

14Д100

1900

810

6

10

2

Арктический ледокол "Ермак"

Z40/48

3400

380

9

26,5

3

В настоящее время наибольшая мощность дизель-электрических установок на современных судах достигает 40 МВт и более.

5 Вопрос № 5

В топливных системах находят применение в основном пор­шневые, шестеренные и винтовые насосы. Поршневые насосы имеют высокую всасывающую способность и практически не изменяющуюся пода­чу с увеличением напора, который ограничивается только прочностными характеристиками деталей. Общий КПД крупных насосов составляет 70 – 90%, снижаясь с уменьшением размеров. [3]

Для привода поршневых насосов в СДУ применяются преиму­щественно электродвигатели с редуктором. Привод насосов та­кого типа от коленчатого вала малооборотного и среднеоборотного главного двигателя встречается редко. Существенным недостатком поршневых насосов является сложность конструкции (по сравне­нию с шестеренными и винтовыми), высокие массогабаритные показатели, и пульсирующая подача топлива, вызывающая вибра­цию трубопроводов. [3]

Шестеренные насосы просты по конструкции, надежны и удобны в эксплуатации, имеют невысокую стоимость, небольшие габариты и массу. Они находят наибольшее применение в СДУ. Выпускаются насосы производительностью от 0,2 до 200 м3/ч при давлении до 3,5 МПа в одной ступени, с частотой вращения до 3 тыс. об/мин. В судовых условиях в зависимости от мощности установки про­изводительность насосов редко превышает 50 – 60 м3/ч при давле­нии 0,5 МПа. КПД этих насосов колеблется в пределах 50 – 74 %. Всасывающая способность достаточно высока, но уступает поршневым. Изменение напора, которое может иметь место в СДУ, незначительно меняет подачу. Однако производительность быстро падает с ростом сопротивления на всасывании. Насосы приводятся во вращение от электродвигателя или от коленчатого вала двига­теля внутреннего сгорания. [3]

Недостатком шестеренных насосов является пульсирующая подача, вызывающая вибрацию трубопроводов, довольно высокий уровень шума (82 – 85 дБ у нового насоса и 95 – 100 дБ при зна­чительном износе). Малые зазоры между зубьями шестерен не допускают перекачки сильно засоренных жидкостей.

Винтовые насосы находят широкое применение для пере­качки вязких жидкостей. Они выпускаются производительностью от 0,2 примерно до 1 тыс. м3/ч, с давлением до 25,0 МПа. В систе­мах СДУ производительность их редко превышает 300 – 400 м3/ч, а давление 1,0 – 1,2 МПа. [3]

Производительность насоса с увеличением напора меняется незначительно, но падает с ростом сопротивления на всасы­вании. [3]

Относительно высокий КПД, доходящий до 85%, небольшие габариты и масса (особенно при большой производительности), равномерная, без пульсации подача, достаточная высота всасыва­ния, отсутствие шума и вибрации явились причинами широкого распространения насосов этого типа. Основным недостатком вин­товых насосов является сложность изготовления, а, следовательно, более высокая стоимость по сравнению с шестеренными. Кроме того, из-за малых зазоров между винтами перекачиваемая жид­кость должна иметь смазывающие свойства и быть тщательно очи­щенной. [3]