Типы и конструкции судовых редукторов весьма разнообразны. Они выполняются одно- или многоступенчатыми с цилиндрическими ступенями (колесами) с внешним зацеплением и с планетарными ступенями. Редуктор только с цилиндрическими ступенями внешнего зацепления называют переборным, только с планетарными ступенями – планетарным, а если он включает в себя и те, и другие ступени – планетарно-переборным. /10/
Одно-, двух-, трех- и четырехмашинные дизель-редукторные установки одно- и двухвального исполнения могут отличаться наличием отдельно установленного или встроенного в редуктор упорного подшипника, а также конструкцией встроенных или отдельно установленных соединительно-разобщительных муфт (жесткого, фрикционного, шинно-пневматического, гидродинамического или электромагнитного типов).
Переборные редукторы одномашинных агрегатов обычно выполняют одноступенчатыми со смещением ведущего и ведомого валов в одной горизонтальной (рисунок 7.1) или в одной вертикальной (рисунок 7.2) плоскости. Однако, если необходимо соосное расположение двигателя и валопровода, применяют двухступенчатые конструкции редукторов (рисунок 7.3), хотя передаточное число небольшое и этого не требуется. /10/
Рисунок 7.1 – Одномашинный редуктор со смещением валов в одной горизонтальной плоскости:
1 – фланец ведомого вала; 2 – корпус; 3 – ведущий вал; 4 – плита (фланец) для установки редуктора на судовой фундамент; 5 – масляный насос
Конструкции основных узлов редукторов указанных типов примерно идентичны (за исключением корпусов). Корпус редуктора с расположением валов в одной вертикальной плоскости состоит из трех частей с горизонтальными разъемами по осям обоих валов. Корпус редукторов, у которых валы расположены в горизонтальной плоскости, выполняют из двух частей.
Шестерни (ведущие) и колеса (ведомые) изготовляют косозубыми с закалкой или азотированием по профилю и с последующим шлифованием. Осевые усилия, возникающие при работе косозубых колес, воспринимаются опорно-упорными роликоподшипниками. Главные упорные подшипники, встраиваемые в передачу, также могут быть роликовыми, шариковыми или типа Митчелл. Редукторы переборные одномашинной установки выпускаются в диапазоне мощностей от нескольких сотен кВт до 7-8 МВт 6-10 типоразмеров. При большой мощности двигателей (7-18 МВт) в целях повышения надежности и снижения габаритов применяют редукторы с разделением мощности на два потока и последующим их сведением на ведомый вал (рисунок 7.4).
Рисунок 7.2 – Одномашинный редуктор со смещением валов в одной вертикальной плоскости: 1, 7 – ведущий и ведомый валы; 2 – корпус; 3, 5, 6, 10, 12 – опорно-упорные подшипники; 4, 11 – колесо и шестерня; 8 – масляный насос; 9 – привод масляного насоса |
Рисунок 7.3 – Двухступенчатый одномашинный редуктор: 1 – корпус; 2, 7, 10, 17 – колеса и шестерни; 3, 6, 13 – ведущий, промежуточный и ведомый валы; 4, 5, 8, 9, 11, 12, 16 – опорно-упорные подшипники; 14 – масляный насос; 15 – привод насоса |
Если не сводить на один ведомый вал разделенные потоки мощностей, то при соответствующем соотношении диаметров ведущей шестерни и колес можно получить редуктор одномашинной установки с разделением мощности на два валопровода, расположенных симметрично относительно оси двигателя. Такие редукторы применяют на судах с ограниченной осадкой.
Рисунок 7.4 – Схема редуктора с разделением передаваемой мощности на два потока
Вращающий момент ведущей шестерни 1, распределенный между двумя шестернями (колесами) 3 первой ступени, передается через торсионные валы 2 на шестерни 4 второй ступени и далее на главное колесо 6 редуктора. Оси всех шестерен и колес расположены в горизонтальной плоскости. В редуктор встроен упорный подшипник 5 типа Митчелл.
В многомашинных дизельных и других установках используют разнообразные конструкции суммирующих редукторов, объединяющих для работы на один винт от двух до четырех двигателей. Наиболее распространенные из этих редукторов двухмашинные – для судовых СОД (рисунок 7.5).
Рисунок 7.5 – Конструкция двухмашинного суммирующего редуктора со встроенными фрикционными многодисковыми соединительно - разобщительными муфтами и двумя валоотборами:
1 – фланец для присоединения к валопроводу; 2 – фрикционная муфта; 3 – вал отбора мощности; 4 – соединительно-разобщительная кулачковая муфта; 5 – мультипликатор; 6 – вал ГД; 7 – упорный подшипник
Для большинства редукторов двухмашинных установок характерна простейшая схема зацепления: ведущие шестерни находятся в непосредственном зацеплении с зубчатым колесом, а оси всех валов размещены в горизонтальной плоскости разъема корпуса. При таком расположении валов обеспечивается максимальное расстояние между двигателями. Однако в случае, когда межосевое расстояние редуктора определяется не условиями прочности зацепления, а шириной дизелей и размерами прохода между ними, иногда устанавливают промежуточные шестерни.
При мощности дизельной установки до 3000-4000 кВт с нереверсивными дизелями применяют реверс - редукторы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.