Снижение токсичности и дымности ОГ ДВС представляет собой сложную научно-техническую задачу. Необходимость ее решения диктуется нормативно-законодательными требованиями, которые становятся все более жесткими. Зачастую их выполнение вынуждает снижать экономические и энергетические показатели дизеля. Однако главные трудности обеспечения экологической безопасности ДВС связаны с селективностью компонентов ОГ Другими словами, способы снижения токсичности дифференцированы по отношению к вредным компонентам ОГ. Например, мероприятия, направленные на снижение NOх не оказывают положительного влияния на СО и СНх, а по отношению к выбросам сажи дают обратный эффект. Поэтому выбор того или иного способа улучшения экологичности ДВС всегда сопровождается поиском компромисса между токсичностью, дымностью топливной экономичностью и затратами на реализацию способа.
Снижение токсичности и дымности ОГ возможно за счет:
- воздействия на внутрицилиндровые процессы образования вредных компонентов.
- очистки ОГ от вредных компонентов вне двигателя с помощью специальных устройств,
- улучшения качества топлива;
- уменьшения расхода топлива.
8.1 Воздействия на внутрицилиндровые процессы образования вредных компонентов
Способы снижения вредных компонентов непосредственно в процессе их образования в цилиндре двигателя принято считать первичными.
Среди множества первичных способов отметим рециркуляцию ОГ и подачу воды. Выбор именно этих способов объясняется просто: они позволяют весьма
доступно и эффективно воздействовать на образование оксидов азота в широком диапазоне. Механизм воздействия вытекает из термического характера реакции
окисления азота или, проще говоря, оксиды NОх, получаются только при высокой температуре. Следовательно, снижая скорость тепловыделения, т.е. добиваясь, чтобы процесс сгорания топлива протекал при более низкой температуре, можно ограничить количество NОх, в ОГ.
Рециркуляция осуществляется посредством перепуска ОГ из коллектора в ресивер (рис. 8.1) Степенью рециркуляции называют отношение
где - масса перепускаемого газа и воздуха в цилиндре двигателя
Рис 8.1 – Принципиальная схема рециркуляции ОГ: 1 – дизель; 2 - охладитель; 3 - компрессор; 4 - клапан; 5 - блок управления; 6 - фильтр; 7 – турбина.
Рециркуляция газов замедляет процесс сгорания топлива и в конечном счете, приводит к резкому уменьшению выбросов NОx (рис. 8.2) Вместе с уменьшением оксидов азота растет выход продуктов неполного сгорания (в частности, сажи) и ухудшается топливная экономичность дизеля. Особенно ощутимы эти сопутствующие рециркуляции негативные явления на полных нагрузках. По этой причине перепуск газов экономически оправдан лишь на долевых режимах ДВС и при степени рециркуляции на уровне 12÷20%. Обычно величину оптимизируют путем управления перепускным клапаном в зависимости от нагрузки, частоты вращения, топливной экономичности, концентрации NOx и С. Рециркуляция газов получила наибольшее распространение в автомобилях, в судовых ДВС она встречается пока редко по причине большого количества твердых частиц, содержащихся в ОГ. Эти частицы поступая в цилиндр вместе с рециркулирующим газом, увеличивают его износ.
Рис 8.2 – Выбросы NOх и сажи в зависимости от степени рециркуляции: 1 – NOх; 2 – сажа.
Подача воды в камеру сгорания осуществляется либо увлажнением всасывающего воздуха, либо прямым впрыском. В первом случае вода орошает проходящий воздух, а во втором - она впрыскивается вместе с топливом в виде водотопливной эмульсии (ВТЭ), или осуществляется раздельный впрыск: сначала вода, затем топливо (рис 8.3). Подача воды уменьшает выбросы NOх и это уменьшение примерно пропорционально количеству воды в топливе. Одновременно с NOх снижаются дымностъ ОГ и выход СО. Таким образом, добавка воды к топливу благоприятно отражается на экологических показателях дизеля. Между тем использование ВТЭ с содержанием воды до 40% наталкивается на ряд технических трудностей. Главные из них:
- приготовление ВТЭ требуемой дисперсности с размерами частиц воды 1÷2 мкм.
- достижение стабильности ВТЭ. Под стабильностью понимают время расслоения эмульсии. Стабильность на основе дизельного топлива составляет менее одного часа;
- получение ВТЭ с оптимальным содержанием воды в зависимости от нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала;
- появление коррозии и увеличенного износа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.