В последние годы на морских транспортных судах все чаще стали применять установки, состоящие из нескольких среднеоборотных дизелей, передающих мощность на гребной вал через редуктор.
Решение проблемы применения тяжелых топлив в среднеоборотных дизелях и, в частности, выбор эффективных средств повышения износостойкости цилиндровой группы и срока службы выпускных клапанов способствует использованию установок такого типа. /2/
Энергетические установки, состоящие из нескольких среднеоборотных дизелей с редукторной передачей, целесообразно применять на автомобильных и железнодорожных паромах, так как при малой высоте машинного отделения можно иметь непрерывную палубу для размещения автомобилей или вагонов. Применяются такие установки на средне- и крупнотоннажных судах и особенно на судах с переменными ходовыми режимами. Выгодно применять установки такого типа на танкерах, газовозах, фруктовозах, где расход энергии на привод генераторов и грузовых насосов значителен, так как редуктор может быть использован для отбора от главного двигателя требуемой мощности. Вал генератора, приводимого во вращение от главного двигателя, обычно соединяют с колесом редуктора. /2/
Установки со среднеоборотными дизелями, передающими мощность через редуктор гребному валу, в сравнении с установками, где применяются малооборотные дизели с непосредственной передачей мощности гребному валу, имеют следующие преимущества: /2/
- машинное отделение может иметь меньшую высоту;
- вес энергетической установки значительно меньше;
- при снижении скорости хода судна и отключении некоторых дизелей остальные дизели используются более эффективно;
- наличие редуктора позволяет использовать двигатели и гребной винт при скоростях вращения, соответствующих наибольшему к. п. д. винта;
- неисправность одного из двигателей не приводит к остановке судна (только при повреждении редуктора установка не обеспечивает движения судна);
- возможность отключения любого дизеля позволяет производить ремонт во время рейса.
Однако пропульсивные установки со среднеоборотными дизелями и редукторами в сравнении с установками, где применяются малооборотные дизели, имеют ряд недостатков: /2/
- механический к. п. д. ниже вследствие наличия дополнительных потерь в редукторе и муфтах;
- усложнение эксплуатации вследствие увеличения числа цилиндров;
- более высокий уровень шума в машинном отделении обуславливает необходимость принятия специальных мер по снижению шума, повышающих стоимость пропульсивной установки.
Состав и назначение элементов судовой дизель-редукторной установки приведем, используя схему представленную на рисунке 6.1.
Рисунок 6.1 – Схема дизель-редукторной энергетической установки
1 – главные среднеоборотные двигатели; 2 – эластичные муфты; 3 – редуктор; 4 – упорный подшипник;5 – опорный подшипник; 6 – гребной винт; 7 – дейдвудное устройство; 8 – гребной вал; 9 – промежуточный вал
Главные двигатели – это двигатели, обеспечивающие ход судна.
Эластичные муфты предназначены для соединения двигателя с редуктором (в данном случае). Применение этих муфт позволяет уменьшить крутильные колебания валопровода, смягчить удары зацепления редукторов, исключает поломки вала двигателя при ударе лопастей винта о лед или другие твердые предметы; допускает некоторое несовпадение осей ведущего и ведомого валов.
Редуктор – зубчатая передача, предназначенная для уменьшения частоты вращения.
Упорный подшипник воспринимает упор гребного винта на переднем и заднем ходу и передает этот упор корпусу судна.
Опорный подшипник предназначен для поддержания промежуточного вала.
Гребной винт предназначен для преобразования вращательного движения в поступательное движение судна.
Дейдвудное устройство предназначено для прохода гребного вала через корпус судна и препятствует попаданию воды внутрь корпуса.
Гребной вал – судовой вал, на котором установлен гребной винт.
Промежуточный вал – судовой вал, передающий крутящий момент гребному валу непосредственно или через другой промежуточный вал (в данном случае непосредственно).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.