Обоснование экономической целесообразности создания и применения спроектированного двигателя для установки на сельскохозяйственный гусеничный трактор ДТ – 75Н

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

7 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Целью данного раздела является обоснование экономической целесообразности создания и применения спроектированного двигателя. Решение принимается на основе расчета экономического эффекта путём сопоставления результатов и затрат по проектируемому и базовому вариантам при условии сопоставимости их по объёму выполняемых работ, сроку службы и другим качественным параметрам.

7.1 Характеристика спроектированного двигателя

Спроектированный двигатель предназначен для установки на сельскохозяйственный гусеничный трактор ДТ – 75Н для выполнения сельскохозяйственных работ.

От двигателей аналогичного назначения спроектированный двигатель отличается:

1)  усовершенствованный рабочий процесс;

2)  применена система масляного охлаждения поршня;

3)  применение новых конструктивных материалов;

4)  низкий расход топлива;

5)  низкий расход масла на угар;

6)  большая мощность двигателя при одном и том же рабочем объеме.

  Таблица 7.1 – Исходные данные 

Наименование показателя

Двигатели

новый

базовый

Марка двигателя

СМД – 23

СМД – 23

Назначение

тракторный

комбайновый

Завод-изготовитель

«Серп и молот»

 «Серп и молот»

Эффективная мощность, кВт

135

125

Частота вращения коленвала, об/мин

2100

2000

Удельный расход топлива, г/кВтч

218,1

234

Расход масла на угар, %

0,6

1,4

Конструктивная масса двигателя, кг

680

680

Продолжение таблицы 7.1

Наименование показателя

Двигатели

новый

базовый

Моторесурс, моточасы

8000

8000

Срок службы, лет

9

9

Годовая занятость, часов

800

800

Коэффициент загрузки двигателя по мощности

0,9

0,9

Годовой выпуск, шт/год

1000

-

Уровень рентабельности к себестоимости, %

10

10

Себестоимость, грн/шт

10098

10098

Цена производства, грн/шт

11107,8

11107,8

Цена продажи, грн/шт

13329,36

13329,36

7.2 Расчёт себестоимости и цены спроектированного двигателя

Себестоимость машины новой конструкции на стадии проектирования может быть определена укрупнённым методом, грн.

                                        .                                 (7.1)

Прибыль на один двигатель, грн.

                                             .                                     (7.2)

Оптовая цена производства нового двигателя, грн.

                                         .                                 (7.3)

Налог на добавленную стоимость, грн.

                                     .                              (7.4)

Цена продажи, грн.

                                   .                           (7.5)

Далее рассчитываем калькуляцию себестоимости спроектированного двигателя. Она рассчитывается в соответствие со структурой затрат на заводе-изготовителе двигателя-аналога. Расчёт калькуляции себестоимости двигателя приведен в        таблице 7.2.

Таблица 7.2 – Калькуляция себестоимости спроектированного двигателя

Статьи затрат

Сумма затрат, грн.

Материалы и полуфабрикаты собственного производства

1009,8

Покупные комплектующие изделия

6650,54

Возвратные отходы

100,98

Транспортно-заготовительные расходы

403,92

Топливо на технологические цели

Энергия на технологические цели

Суммарные материальные затраты

7963,28

Основная заработная плата производственных рабочих

215,08

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

43,42

Отчисления на социальные программы

96,94

Возмещение износа инструмента целевого назначения

Расходы на подготовку и освоение производства

43,42

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

645,26

Общепроизводственные расходы

538,22

Продолжение таблицы 7.1

Статьи затрат

Сумма затрат, грн.

Общехозяйственные расходы

430,17

Потери от брака

Прочие производственные расходы

21,21

Производственная себестоимость

9997,02

Внепроизводственные расходы

100,98

Полная себестоимость

10098

Прибыль

1009,8

Цена производства оптовая

11107,8

Налог на добавленную стоимость

2221,56

Цена продажи отпускная

13329,36

7.3 Построение графика достижения безубыточности производства

Для построения графика достижения безубыточности производства по данным таблицы 7.2 рассчитываются условно-переменные затраты на одно изделие и условно-постоянные затраты на годовой выпуск.

Условно-переменные затраты на одно изделие, грн./шт.

                                                                ,                                                        (7.6)

где М.З. – прямые материальные затраты на изделие, грн./шт.;

ЗОсн., ЗД. – соответственно основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, грн.;

ОС.П. – отчисления на социальные программы, грн.;

Р.С.Э.О. – расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, грн.

Условно-постоянные затраты на годовой выпуск, грн.

                             .                      (7.7)

Построение графика безубыточности производства (рис.7.1) выполняется следующим образом. По оси ординат откладываем затраты на производство, по оси абсцисс – объём производства двигателей. Затем по оси ординат откладываем величину ЗПост. = 1327600 грн. (точка А). От значения АГ. = 1000 шт./год по оси абсцисс откладываем ординату, равную полной себестоимости годового выпуска (точка В), грн.

                                          .                                   (7.8)

Через точки А и В проводим прямую, которая отражает зависимость себестоимости годовой программы от годового выпуска продукции в натуральном выражении. Далее от значения АГ. = 1000 шт./год откладываем ординату, равную прибыли от продажи годового выпуска (точка С), грн.

                                         .                                 (7.9)

Соединив начало координат с точкой С, получаем зависимость величины прибыли от количества проданных двигателей. Точка пересечения прямых D соответствует годовому выпуску АКр., при котором происходит достижение безубыточности производства и реализации продукции, шт./год

                                        .                               (7.10)

7.4 Расчёт экономического эффекта от производства и использования нового двигателя

Решение о целесообразности создания новой техники принимается на основе расчёта экономического эффекта.

Расчёт экономического эффекта от внедрения проектируемого двигателя выполняется в сравнении с заменяемым им двигателем-аналогом СМД-23. Снижение при этом затрат у потребителя характеризует конкурентоспособность нового двигателя на рынках сбыта.

В условиях перехода к рыночной экономике, когда предприятия являются самостоятельными хозяйствующими объектами, оценка экономического эффекта как полезного результата в денежном выражении осуществляется в отдельности для изготовителя и потребителя новой продукции.

7.4.1 Годовой экономический эффект у изготовителя

Фактический годовой объём реализации готовой продукции

Похожие материалы

Информация о работе